Сибирские огни, 1968, №12
Арктику и пожелавших непременно дать спектакль на судах Пясинского каравана. — Сколько? — плачущим голосом опросил Михаил Елиферьевич. — Запроси тотчас! — Что сколько? — оторопел радист. — Артистов сколько. Малый театр! Да там на сцену выходит до ста человек! Что же, мы их на палубе поместим, или где? Через полчаса радист отрапортовал: — Двадцать два человека во главе с на родной артисткой Пашенной и заслужен ным артистом Костромским. — Народная! — простонал капитан.— Отдельная каюта. И заслуженному — тоже. А где же они играть будут? На капитан ском мостике? Мы стали уговаривать Михаила Ели- ферьевича не волноваться: все уладится, зато какая честь! Как-нибудь разместимся в салоне, да и вообще можно спать в две смены: пока один на вахте, другой спит на его койке... 20 июля мы окончательно тронулись в путь из Красноярска. Караван растянулся на много километров. Теплоход и колесные пароходы тянули за собой на буксирах ве реницы барж. Железных было всего пять или шесть, остальные — деревянные. Артисты приехали на судно накануне от хода. Мне поручили рассказывать Вере Ни колаевне Пашенной об Енисее. На реке, как на зло, было совсем пустынно. За пер вый день мы повстречали только один пас сажирский пароход. — Дикая река,— говорила Вера Нико лаевна, кутаясь на мостике в пуховый пла ток.— Дикая и прекрасная. Совсем не по хожа на Волгу. Там кипение жизни, города, села, церквушки на каждом пригорке. И пес ни. А что, у вас в Сибири на реках не поют? Я обижался за сибиряков и за Енисей. Но не спорил: на Волге я никогда не бывал, может, там на самом деле пароход идет за пароходом и на палубах хоры распевают «Из-за острова на стрежень». — Вера Николаевна, зато на Волге по рогов нет. Вот завтра будем проходить Ка- зачинский, посмотрите. И я рассказал, как прежде возле порога особый человек окликал идушие вниз су денышки: «А кто плыве-е-т? А кто по имени плыве-е-т?» Плывущие называли имя лоц мана, и человек записывал. Ведь бывало, что порог разбивал судно у никому из команды спастись не удавалось, все гибли в стремнине. Вот тогда и смотрели запись —- Ой, что-то вы пугаете меня, молодой человек!— смеялась Вера Николаевна. Весь караван остановился На ночь неда леко от порога: в темноте его не проходят. Вера Николаевна просила непременно раз будить ее «когда начнутся страсти-морда- сти». Ранним утром мы пошли к семафору: че рез порог одностороннее движение, если там встретятся два судна, одному неминуе мо придется выбрасываться на камни. Нам дали «добро». Мы помчались с баржами на буксире через сузившееся русло. Вода ки- пела и клокотала между камней так, буд: то снизу ее подогревали адским огнем. Суд но подбрасывало, брызги летели на палубу. Все продолжалось несколько минут — Я ничего не поняла,— созналась Вера Николаевна. — Пронеслись как пуля. А ес ли рулевой ошибется? — Это вам не Волга, — самодовольно сказал я, как будто только моему искусст ву все обязаны тем, что судно благополучно проскочило порог. — Завтра мы должны дать спектакль для речников Енисея,— неожиданно решила Вера Николаевна.— Обязательно на ходу судна. На завтра не вышло — не успели подго- 1 товиться, а через день спектакль состоял ся. На железной барже наладили помост, повесили вокруг брезенты, которыми закры вают грузовые люки. Свободных от вахты свозили- к барже на моторке со всего кара вана. Давали «На бойком месте» Островского. Начало спектакля подгадали к широкому, спокойному плесу. Енисей разлился здесь на пять километров и стенами зрительного зала были синие далекие берега Зрители расселись кто куда: на крыши кяют, на ру левую рубку, а какой-то ловкач примостил ся даже на мачте, оседлав грузояую стрелу. Речники не избалованы театрами. Ле том— в плавании, зимой — в отдаленных затонах. Телевидения тогда не было, затон- ские кинопередвижки прокручивали большей частью старые картины. И вот— живые сцены народной жизни в исполнении луч ших актеров страны. Вера Николаевна играла Евгению, хозяйку постоялого двора. — Вот змея! Ну и змея! — крикнул вдруг во время действия кто-то из зрителей. Крикнул от всего сердца, забыв, что все это — игра. Ночью мы с Костей печатали в грюме специальный номер Все было как в настоя щей большой газете. Была рецензия. Было письмо артистов с пожеланием благополуч но завершить трудный полярный рейс на Пясину. Было и несколько отзывов зрите лей, в том числе письмо наметчика Ивана Черемных. Вот оно: «В молодости я ездил ямщиком по Ир- битскому тракту и видел разные виды, ви дел, как на бойких местах обдирали проез жих. И вот теперь я увидел на сцене то, что раньше видел в жизни. Сильно хорошо играли артисты, правильно, точь-в-точь как было на самом деле!» Ко г д а Игарке было вс ег о семь лет . . . Мы шли к Игарке. Городу за Полярным кругом исполнилось всего семь лет от роду. Это был самый се верный город на земном шаре. Он показал всему миру, что большевики очень серьезно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2