Сибирские огни, 1968, №12
документов. Взамен старых коммунисты по лучали партбилеты нового образца. Муж моей сестры Веры, лесной инженер Иван Михайлович Покровский, вместе со студен тами Красноярского лесотехнического ин ститута был на практике далеко от горо да, в тайге. Через радиостанцию ближайше го населенного пункта ему послали срочный вызов. Ваня, светловолосый гигант, добродуш ный и немножно медлительный, был старше меня на шесть лет. Я считал себя довольно сильным малым, но Ваня справлялся со мной одной рукой — А ну, выходи на почестнык бой! — го ворил он, пряча левую руку за спину. — Выходи, не ртесняйся, удалой добрый мо лодец! Уезжая на практику в начале лета, Ваня хотел было взять с собой не только жену, но и маленькую Любашу. — А что? — рассуждал он. — Дочке уже больше годика, пусть дышит лесным возду хом. Комары? Пустяки! Сделаем накомар ник. Зато воздух какой1 Однако, Вера и Любаша остались в горо де. Узнав, что Ваню вызывают для обмена партбилета, мы все обрадоь итись: значит, пробудет два-три дня в Красноярске. Как раз и наш теплоход поставили в з^тоь для небольшого ремонта. Я был в редакции, когда вбежал кто-то из репортеров: — Срочно к редактору! — Тебя! — Взволнованный бледный ре дактор кивнул на снятую с рычага теле фонную трубку. — Случилось несчастье. Большое несчастье. Я схватил трубку: — Это ты? Ваня... Ваня утонул... Совсем утонул... Беги домой, подготовь сестру... — Как утонул?! Не может быть! Он такой пловец! Вот как вер случилось. Получив радио грамму, Ваня, два студента и лесник, свя зав салик, отправились вниз по реке. Все шло хорошо. Оставались последние километ ры перед красноярским железнодорожным мостом, под который проход саликов не разрешался. Плотик был уже довольно близко от бе рега, когда его пассажиры заметили, что их несет прямо на железные баржи, стояв шие возле мельничного комбинат. Это бы ли три баржи нашего Пясинского каравана, только что поставленные под погрузку Они стояли борт о борг и далеко выдавались в реку. Может быть, на плотике растерялись или заспорили, теряя драгоценные секунды. Сначала ударили гребями изо всех сил, ста раясь причалить к берегу выше барж. Уви дели, что им это не удастся, и стали от биваться назад в реку, чтобы обойти бар жи и причалить ниже их. Но было поздно. Бешеное течение потя нуло салик прямо в «шалман» — в узкое пространство между носами ib v x стоявших -рядом барж. Трое прыгнули с плота, по плыли к берегу, откуда им на помощь по спешно отчаливали лодки. Четвертый даже не скинул куртку и стоял, как бы готовясь к прыжку. На баржах поняли его намерение. Он хо тел в последний момент ухватиться за туго натянутую якорную цепь и по ней, подтяги ваясь на руках, вскарабкаться на баржу. Но течение неожиданно повернуло сп- лик, потянуло не прямо, в шалман, а сна чала бросило на цепь. Плотик развалился. Ваня не удержал равновесие, попытался прыгнуть, поскользнулся и тотчас попал между двух бревен, втиснутых течением в шалман. Через секунду все исчезло в водо вороте. Ваню вытащили из воды уже мертвым: натиском бревен ему раздавило грудную- клетку. О том, как все было, мне подробно расска зал потом шкипер баржи: — Отчаянный мужик был тот, что утоп. Я кричу, а он легонько рукой отмахнул с я— ладно, мол, не мешай. Стоят твердо, весь изготовился, только лицо белое. Не- разверни салик — выкарабкался бы. А вот пошто он не прыгнул, как другие? Одни считали, будто костюм пожалел, другие — будто плавать был не силен А ге, что- спаслись, говорили: за партбилет, мол, бо ялся. Размокнуть мог в воде партбилег- ТО- г Несколько дней после похорон я не появ лялся на судне. Потом подошло время ре шать— либо оставаться, либо идти. Я по шел. В молодые годы горе забывается бы стро. Но когда я видел контуры железных барж на буксире теплохода, мне вспоми нался Ванин голос: «А ну, выходи на по- честный бой»... Малый Академический на б а р ж е Пясинская операция началась с того, что теплоход спустил несколько груженых барж через Казачинский порог и передач их гам маломощным буксировщикам. По том нам пришлось возвращаться за ос тальными баржами. Эгого рейса можно было бы не делать, если бы на Енисее хватало флота. Но флота было мало, даже очень малр, а сильных теплоходов — три на всю огромную реку. Итак, мы возвращались в Красноярск, когда на мостике появился судовой радист: — Михаил Елиферьевич, к нам Малый театр... Капитан испытующе посмотрел на ради ста, как бы собираясь произнести: «а ну, дыхни на меня». Но все знали, что радист в рот не брал спиртного. Капитан прочел радиограмму и протянул мне. Управление пароходства приказывало подготовить каюты для артистов Государ ственного Академического Малого театра Союза ССР, выезжающих на гастроли в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2