Сибирские огни, 1968, №12
этот прекрасный теплоход станет моим до мом! Капитан Михаил Елиферьевич Лихан- ский встретил меня сдержаннс. На нем бы ла старая выцветшая фуражка, и золотое шитье на моей как-то сразу потускнело. — С нами, значит? — сказал капитан.— Газету издавать будете? Что же. дело хо рошее. Он сказал это не очень бодро. Наверное, прикидывал, где разместить меня и печат ника Костю Лаврентьева. Пассажирских кают на теплоходе не имелось, и проблема была не шуточной. Костя застенчиво по кашливал за моей спиной, стесняясь своей нечесаной рыжей гривы, которую он не успел укоротить в парикмахерской. — Еще хочу спросить: куда нам печат ную машину поставить? — решился Костя. — Машину? — забеспокоился капитан. — А велика ли она? Через полчаса мы знали свои места. У ме ня — верхняя койка в каюте помощника ка питана по политической части, у Кости — верхняя койка в каюте кочегаров. Для пе чатной машины — уголок в носовом трюме. Его огородят дощатой переборкой, прове дут туда свет. Пока что света не было и мы с Костей переговаривались в полутьме, прислушива ясь к журчанию воды за бортом. Вода жур чала выше наших голов. «Типография будет в подводной части. Изрядно продрогнув, мы выбрались на палубу. — Ну вот и устроились, — приветливо сказал капитан.— Да, забыл предупредить. Работать вам придется ночами. Вы люди сознательные и понимаете, что из-за двух человек гонять весь день динамо нет рас чета. Конечно, статью о нашем 'походе для первого номера газеты можно было напи сать в редакции или дома. Но не лучше ли сразу привыкать к будущей рабочей обста новке? И я притулился в каюте у крохот ного столика, с которого свисали локти. На рейде перекликались пароходы. По палубе топали матросы, переносившие ка кую-то снасть. Вахтенный, повиснув над водой в «люльке», подкрашивал ободран ный при неудачной швартовке оорт и напе вал тенором, подражая Лемешеву. «Скажи те, девушки, подружке вашей, что я ночей не сплю...». Я писал, что нашему каравану выпала великая честь. Сорок обыкновенных речных судов во главе с лидером — мощным теп лоходом «Красноярский рабочий» должны спуститься вниз по Енисею с грузами, пред назначенными для строительства Нориль ского комбината, возводимого среди суро вой ледяной тундры. Я писал о суровых просторах Северного Ледовит* го океана, о подвигах наших предков, легендарных уча стников Великой северной экспедиции, ко торые прошли этот путь на ут. 1 ых парус ных суденышках, покрыв себя неувядае мой славой. Я писал о стычках со льдами и штормами и о том, что воля советских людей сильнее стихий. Дверь без стука распахнулась. Черно волосый моряк с насмешливыми глазами мог быть только хозяином каюгы, помполи том Александром Семеновичем. Я показал ему свое творение. — Кудряво написано, — сказал Алек сандр Семенович.— С подъемом. Я, конеч но, не литератор. Но не много ли у вас повторяется слово «суровый»? Надо, пожа луй, яснее сказать, какие грузы мы везем, когда мы должны быть там-го и там-то. — Спасибо,— сказал я.— Кое-что ис правлю. Учту ваши указания. — Советы, — поправил Александр Семе нович. Вечером я написал новую статью. При лагательное «суровый» употреблялось в ней один раз. Она была напечатана в первом номере нашей газеты, которая называлась необыкновенно длинно: «Красноярский ра бочий» и «Большевик Арктики» на Пясинз». «Большевик Арктики» издавался в Крас ноярске специально для работников Севера. Мы решили, что наша газета должна пред ставлять сразу две редакции. С Енисеем не шутят Незадолго до моего назначения на теп лоход мы с моим другом, журналистом Стаккатовым, описали на целую газетную страницу день нашего города — и какой же это был насыщенный день! Мы писали о том, что Красноярск скоро будет крупным промышленным центром — кроме действующих обувной фабрики «Спартак», кислородного завода, мельнич ного комбината, завода «Лакокраска» те перь возводится машиностроительный завод. Красноярск, писали мы, становится 1 акже «городом ВУЗов» — в двух его институтах и семи техникумах учится целая армия сту дентов, четыре тысячи человек! Мы с радостью сообщали, как здорово вырос городской транспорт: по Краснояр ску ходят уже девять автобусов. Очень ожи вилось уличное движение, в городе насчи тывается почти сто тридцать легковых машин, и скоро будут поставлены первые светофоры. Правда, писали мы, пока в Крас ноярске нет еще ни одной фальтирован- ной улицы, но летом начнется асфальтиро вание тротуаров. А к осени, возможно, по явятся первые таксомоторы. Это такие легковые машины, в которых за неболь шую плату, взимаемую строго по счетчику, сможет кататься всякий, кто пожелает... Рассказ о дне нашего города понравился читателям. Стаккатову и мне приказом по редакции была объявлена благодарность Почти безоблачное мое счастье от созна ния, что скоро я уйду в нас оящее аркти ческое плавание, омрачилось драмой, при несшей большое горе нашей семье. В тот год происходил обмен партийных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2