Сибирские огни, 1968, №11
Федор топтался, р а зм ин а я затекшие ноги. Вар я стояла в р а з думье, попр авл яла шпильки в высоком узле волос. Онис быстро по смотрела на нее и сняла свой цветистый вышитый платок. — На , носи,— с к а з а л а Онис, н акидывая платок на волосы Вари , потом в з ял а Зойку з а руку и повела с собой. — Видно, надо идти,— р азвел руками Федор.— З акон степей, ни чего не поделаешь. •, У ворот ограды , опираясь на выструганную Хоортаем палку, стоял Сабис. Федор Павлович улыбнулся мальчику, но Сабис по тупился. Г л а в а д е с я т а я Сколько паутины летает над степью в ясный день, сколько стрекоз реет! Уходит август, кончается лето. Купол неба все еще высок и синь, но меньше плывет по нему куче вых облаков, и с ними теперь уже не спутаешь далекие, но видимые из а а л а Саяны . Вон они синеют, каменные зубцы, а на них что-то белеет: то снег на Саяны выпал, на самые вершины. Оросительные канавы , отведенные от Чобата на поля, сейчас сухи. Д нищ а их заросли бурьяном. Полосы ячменя и овса, что похожи на белеющие плесы самой речки, скоро запросят серпа и жнейки. Конец лета в скотоводческом аале заметен не тем, что начинается ж а т в а : хлебов сеют мало. В это время степняки обычно стараются по лучше нагулять скот, закончить сенокос на лугах, подготовить к зиме скотные дворы, новую упряжь. Днем и ночью идет дым из юрты во дворе Хапына, это значит, что б атрачка Ату, у которой от огня постоянно красные веки, гонит араку. А коль начали у Хапына готовить араку, значит, скоро будет Хапын собирать помочь, иначе зачем понадобилось бы столько араки. При-^. дет весь а а л — старые и молодые, и за день переделают уйму работы. Никто не возьмет за нее никакой платы, но хозяин должен не поскулить* ся с угощеньем. Таков обычай... Помочь собралась на солнцевсходе, и в просторной ограде Хапына сра зу стало тесно и шумно. Все уже знали, что придется делать. М уж чинам — вить веревки и арканы, женщинам — застилать и катать кош мы. Веревки из волоса и кошма пойдут на продажу, на них большой спрос в русских селах. О н и с— мастерица делать кошмы. На ровной утрамбованной пло щадк е она расстилает мешковину, другие женщины ей помогают. Тут же, рядом, молодые девушки березовыми прутьями взбивают принесен ную из амбаров шерсть, чтобы вся она была одинаково пышной. Свис тят прутья, расхлестывая в пух слежавшиеся шерстяные клочья. И ще бечут, будто ласточки, девушки. Онис требует, чтцбы для застила ей подавали шерсть различных цветов — по черному полю будущей кошмы она пустит серые и ж е л тые узоры. — Ату-у! — кричит она.— Скорей неси горячей сыворотки. Б а тр а чк а Ату спешит с двумя ведрами наготове. Онис обильно поливает застил, уплотняет его и накрывает сверху другим куском меш ковины. Женщины , сев на корточки, плечом к плечу, накатывают за-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2