Сибирские огни, 1968, №11

бороться. Хапын ходил среди народа, бахвалился: «Никто не одолеет моего алыпа. Не найдется смельчака...» Но тут неожиданно вышел щупленький Сабис. Его никто не под­ бадривал, большинство даже посмеивались над ним: «Куда там ему, малолетку! На два года моложе Тойона. С кем взялся? Хвастунишка, видать!» Борцы возились долго. Много раз Тойон пытался придавить Саби­ са к земле. Но Сабис выскальзывал. Тойон наступал, и опять казалось, что вот-вот Сабис рухнет, рас­ пластается, тяжело дыша. Но вот он ловко изогнулся, напряг все тело и, как тугая пружи­ на, начал распрямляться, а потом... кружить и вертеть Тойона. Он Бро ­ сил Тойона через голову, и Тойон растянулся на земле. И что позорнее всего, весь круг наблюдающих борьбу услышал, как Тойон выпустил из себя нехорошие газы. Р а зд ал ся дружный хохот и девичий визг. С той поры за Тойоном закрепилось прозвище «Вонючка». ...— Отомстил? — спросил Пичон. Тойон немного подумал: — Нет еще... жив... Лицо Пичона посерьезнело, он поднялся, похлопал парня по плечу: — Молодец! Кто не умеет мстить — тот не умеет жить. Ну, ладно, все. Но с русских не спускай глаз. Ты еще ничего не доказал ,— сказал Пичон с угрозой. — А как же не спускать? — задумался Тойон. — Понимай сам... Закрыв за племянником дверь, Пичон вернулся и медленно з аш а ­ гал по комнате, то вскидывая голову так, что черные волосы ра злета­ лись, то опуская ее. , ...Русские в аале... Все дело в том, какие русские. Был тут в восемнадцатом со своими казаками атаман Сотников, как на Минсуге шел. Есаул. Сын промышленника с енисейского Севе­ ра. Немного постарше Пич'она. Д аж е общие знакомые по университе­ ту нашлись... А отец Пичона водил дружку с Петрицким. Сколько зо ­ лотых рудников и приисков было у Петрицкого в Кузнецком Ала-Тау и Саянах! На Хакасской нашей земле сидел, золото из нее брал... З о ­ лото — «желтый жеребец», звонко ржет, далеко слышно. В Питере и за границей знали Петрицкого. От местных родов почет ему был. Когда рудники строил, клятву на дружбу давал. Золото в вино сыпал, сам пил, все аксакалы пили. Был бы он сейчас и у Пичона и у Хапына почетным гостем... Пичон присел к столу, облокотился, положив на руку подбородок, уставился в стену, а видел весеннюю тайгу, пихты, выметнувшие на кончиках темных лап молодые светло-зеленые побеги. Видел поляну, розоватую от цветущего кандыка, и толпу на ней. Собрались только мужчины, только старейшины родов — баи, аксакалы. Т а а ры 1 один другого ярче, пестрее. И себя увидел в этой толпе. Немного помоложе, чем сейчас. На два года. Собрались, чтобы отделиться от России. Крас­ ные в ней власть взяли, белых гонят. — Красные плохо и белые плохо,— говорили аксакалы .— Надо объединиться всем нашим тумам2, сами править будем черноголовым народом... Чудно! 1 Т а а р ы — национальны е х алаты . 1 2 Т у м ы — искаж енное «думы» — административные единицы в дореволюционной Хакасии.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2