Сибирские огни, 1968, №11
задач и из рук вон плохая редактура. Л о гические несообразности в книге видны не вооруженным взглядом, специальных зн а ний для их исправления не нужно, их и сле довало выправить еще в рукописи, оставив на долю автора ответственность за решение профессиональных вопросов искусства. Ф . Б а т у р и н I СЕМЬЯ, ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО, РАБОЧИЙ... О пасаюсь, что посмотрев на заглавие книги И. М. М усатова1, ею заинтере суются лишь специалисты, а она, как каж ет ся, долж на Привлечь внимание не только научных работников, но и самых широких кругов читателей. Обычно, когда речь заходит о трудовых ресурсах, в первую очередь говорят об эко номических факторах — об обеспеченности народного хозяйства рабочей силой, о про фессиональной ее подготовке, движении (мобильности, миграции) и т. д. При этом порой забывается, что человек, прежде чем стать частью этих ресурсов, должен сперва родиться, вырасти, быть воспитанным, что ему предстоит еще пройти горнило жизни, вобрать мораль нашего общества, его куль туру, традиции, мировоззрение. И опять-тз- ки все это человек во многом воспринимает через семью. Книга И. Мусатова как раз и показы вает условия, в которых формируется буду щ ая рабочая сила. Формирование .человека, справедливо утверж дает автор, начинается даж е не с рождения, а еше раньше — с момента обра зования семьи. Его, как говорят социологи, физическая дееспособность (физическое и психическое состояние) отраж ает состояние здоровья родителей ребенка, которое, в свою очередь, будет зависеть от социальной среды, материальной обеспеченности, усло вий труда и быта, уровня нравственности, степени санитарно-медицинской грамотно сти, общей культуры. Прочность семейных отношений, мораль ная устойчивость — вот что характеризует большинство советских семей. Однако се мейно-брачные отношения в современных условиях еще не достигли совершенства. Одно из отрицательных явлений, оказываю 1 И . М. М у с а т о в . С оциальны е проблемы трудовы х ресурсов в , СССР (Опыт конкретного экономико-социологическогб исследования). М ., «М ы сль», 1967. щих огромный вред воспитанию подрастаю щего поколения,— брачные разводы. Прове денные автором исследования показывают, что в Новосибирской области наибольшее количество разводов приходится на три са мых активных возраста: 20—24 года, 25— 29 и 30—39 лет. Больше всего разводов, происходит из-за несерьезного отношения к браку молодоженов. Ко многим отрицательным последствиям ведут внебрачные рождения. Из всех об следованных случаев правонарушений, со вершенными несовершеннолетними в Ново сибирске за 1960— 1962 гг., оказалось, что 55,5% из общего количества правонаруши телей — это дети, растущие без отца, 2 ,4% — без матери. Автор делает вывод о том, что необходимо всемерно укреплять семью, уделять как можно больше внима ния половому воспитанию молодого поко ления. Очевидно, пишет И. М. Мусатов,, на стала необходимость разработать особый курс преподавания в старших классах сред ней школы основ нравственного воспитания, который включил бы и вопросы педагоги ки, социальной гигиены, психологии. Такой же курс, но на более высоком уровне,, мож но создать и для средних специальных к высших учебных заведений. Обследование около 12 тысяч учащихся школ Новосибирска показало зависимость их успеваемости от социального положения и культурного уровня родителей. С точки зрения воспроизводства рабочей силы, обла дающей высокой моральной дееспособно стью, обществу наиболее выгодно иметь ши рокую сеть детских дошкольных учрежде ний, а такж е школы и группы продленного дня. Эти учреждения удовлетворяют любо знательность детей в самом ответственном возрасте, когда идет активное познание окружающего мира, и не отрывают ребен ка от родителей, позволяют сочетать .обще ственное и семейное воспитание. Принято считать, что чем больше: детей в семье, тем лучше действует социалисти ческий закон народонаселения. По мнению И. Мусатова, это совершенно не так. . По мере роста материального благосостояния всего населения, в особенности низкоопла чиваемой категории работников, количество семей, имеющих двух и трех детей, будет увеличиваться. Этот процесс приведет к со кращению семей, в составе которых есть че тыре и более ребенка, так как женшина- мать будет все больше вовлекаться в обще ственное производство, будет стремиться к повышению своей моральной дееспособно сти. Постепенно отпадет и необходимость в ведении подсобного домашнего хозяйства, в семейной кооперации труда, так как органи зацией потребления продуктов и материаль но-бытовым обслуживанием займутся обще ственные предприятия. Выравнивание всех социальных групп населения по степени ма териального и культурного обеспечения при ведет и к выравниванию семей по количе ству имеющихся в них детей. Значит ли это, что сократится кдличе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2