Сибирские огни, 1968, №11
каждый москвич выберется съездить, тогда бы фотографии брата Г. Гуркина, сотнями выставляемые рядом с живописью худож ника на дореволюционных выставках, це нились бы не меньше живописи, а может быть, д аж е больше, поскольку за ними все преимущества и достоверности, и нагляд ности. Отсюда, от неясных эстетических посы лок, и происходит большинство ошибок в книге В. Эдокова. У казать на них мы счи таем своим долгом. Об одном из наиболее значительных произведений Г. И. Г уркина— картине «Хан-Алтай» В. Эдоков пишет, что это «глубоко национальное произведение», а затем и поясняет поцятие «национальное». «Самой характерной чертой этого мироощу щения,— пишет он,— является обостренное худож ественное видение природы, образное перевоплощение, в какой-то степени оду шевление ее, черта, кстати сказать, свой ственная не только алтайцам, но и многим другим народам Сибири». Других толкова ний понятия «национальное» В. Эдоков не дает, это ж е, как не трудно заметить, к за тронутой теме совершенно не относится. Выраж енное здесь мироощущение есть ха рактерная черта всякого художника без учета его национальной принадлежности. «Обостренное художественное видение при роды, образное перевоплощение, в какой-то степени одушевление ее» свойственно и ав тору наскальной росписи пещеры Альтами- ра, сделанной десятки тысяч лет назад, когда наций и в помине не было, и худож никам Древнего Египта, Древней Греции, Возрождения и т. д. вплоть до Пабло Пи кассо. Эмоциональное описание картины еще меньше дает поводов к выяснению то го, чем же на самом деле Г. И. Гуркин был близок овоему народу. В. Эдоков пишет: «Хмурое, полное тре- * вожных, беспокойно клубящихся облаков, небо, игра теней, чередование серых утесов и белого снега создают мрачную атмосферу безнадежности и бессилия перед силами природы, ее неодолимости. И светлой меч той, оптимистической ноткой, смягчающей эту грозную картину разбушевавшейся сти хии, звучит пробившийся сквозь мятущиеся облака луч солнца, осветивший небольшой участок снегов, заставляя алмазами свер кать точеные грани утесов». Любому, кто не просто скользнет гла зами по тому, что здесь написано, а попы тается за каж дым словом увидеть его об разное значение, предстанет картина прямо противоположная той, какую хотел создать В. Эдоков. «Игра теней, чередование серых утесов и белого снега» не создают атмосфе ру безнадежности, наоборот, легко пред ставить "себе нечто светлое, почти празднич ное. Но если бы автору и удалось избеж ать противоречий в описании и создать образ «светлого луча в темном царстве», эта картина ничего общего не имела бы с дей ствительно существующей картиной Г. Гур кина и еще меньше с народным, простодуш ным и поэтическим мировосприятием. «Треу голен ты, Хан-Алтай»,— говорит народная поэзия, и никакого надлома, трагедийности в ней нет. Все просто, ясно, близко живому человеку. Отсутствие принципиальных эстетиче ских позиций у В. Эдокова сказы вается и на толковании событий художественной жизни Сибири. Так, он пишет: «Перипетии протекавшей на съезде идеологической борьбы (имеется в виду первый всесибир- ский съезд художников 1927 года — П. М .), стремление небольшой верхушки художников, находящихся под влиянием з а падных форма*истических течений (во гла ве с Копыловым), отвести общее русло си бирского изобразительного искусства от АХРР, горячее обсуждение текущих проб лем, таких, как создание художественного музея в Сибири, вопрос о профессиональ ном образовании могли бы занять в нашей работе не одну страницу». Не говоря уж е о том, что в' тот началь ный период искусства советской Сибири во просы создания художественного музея и профессионального образования не были те кущими проблемами, следует заметить, что никакой «верхушки художников» на съезде не было, все делегаты выступали на равных правах и после выступлений составляли ре золюцию съезда по затронутому докладчи ком вопросу. В этом легко убедиться, про смотрев стенограммы съезда, опубликован ные в третьем номере ж урнала «Сибирские огни» за 1927 год. Отводить общее русло сибирского изобразительного искусства or АХРР никто не собирался. АХРР целиком вошла (новосибирский филиал) в общество художников «Новая Сибирь» и присутство вала на съезде с правом решающего голо са, не, имея принципиальных возражений против выступлений тех делегатов съезда, которые никогда в АХРР не состояли, но так ж е стремились к общей цели всех твор ческих работников Сибири. Относительно И. Л . Копылова замечание В. Эдокова так ж е неверно. Копылов не только не находился под влиянием зап ад ных формалистических течений, напротив, он, как никто, ратовал за создание сам о бытного искусства советской Сибири и вы ступал в роли теоретика по данному вопро су, о чем опять-таки нетрудно справиться в опубликованных стенограммах съезда и в напечатанном отдельно докладе И. Л . К о пылова «На перевале». Н ельзя не заметить такж е, что перечис ляя участников всесибирской худож ествен ной выставки 1927 года, В. Эдоков лишь двоих назвал правильными именами (А. О. Никулин и Н. Ф. Смолин). О сталь ные десять участников выставки, н азван ные В. Эдоковым, получили совершенно не свойственные им инициалы или написание фамилий. Не будем перечислять всех погрешностей книги — д л я этого пришлось бы начать с первых страниц первой главы. Н едостаток книги — непродуманность идеологических,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2