Сибирские огни, 1968, №11
Н о так тоже нельзя рассуждать. Л ич ное далеко не всегда противоположно об щественному. В стихотворении непременно долж ен быть какой-то личный элемент, что бы оно нашло в читателях отклик. Не будет в нем этого личного, и никому оно не по надобится. Вспомним «На смерть поэта» Л ермонто ва, «Во весь голос» Маяковского, «Хотят ли русские войны?» Евтушенко. Широчайшее общественное значение этих произведений несомненно. Однако как много в них лич ного! К аж д ая из этих вещей родилась в ночной тишине, когда поэт наедине с собой раздумы вал, к своей совести прислушивал ся, вглядывался в свои чувства, в картины^, возникающие в его воображении. Здесь вступает в действие и еще один момент. О том ж е самом, о чем эти поэ ты раздумы вали, думали такж е миллионы других людей. И у них были тоже самые что ни на есть личные раздумья. Но вот этими-то своими раздумьями они и были подготовлены к восприятию таких произве дений. Большой общественный интерес к этим вещам сложился из множества от дельных личных заинтересованностей. Однако мы не можем сказать, что люди раздумы ваю т как раз о том же, о чем ду мает, ш агая по осеннему лесу, М арк Сер геев. Поэт живет не на главных направ лениях мысли. Он где-то чуть в стороне от самых больших наших забот. Природа и в самом деле прекрасна, чу десны осенние листья, великолепен Байкал, изумительны огненные облака, плывущие над ним — но что ж е хочет сказать поэт, рисуя все это? Есть живописная картина, а к чему она? В целом ряде стихотворений говорится, что молодость не возвращ ается, что к прошлому нет возврата, что жизнь хороша, что следом за осенью придет суровая зи ма. Все это правильно, но это не ново. Мы уж е не однаж ды слышали такое. И тут поэт не впереди общества. Он не принес нам новых больших мыслей, не откликнулся на то больное, что у нас болит, о чем мы раз думываем, и мы не взволновались его сти хами... Вступление в осень — это вступление в •зрел о сть. Поэт все чаще задумы вается о пе режитом, о неудачах в творчестве, и удаст ся ли еще что-то сделать, хватит ли сил на большие дела. Эти его стихи-раздумья, пожалуй, самые лучшие в сборнике, особенно «День рож денья»: Д ен ь рож денья, ден ь рож денья — тихий свет... Это как предупреж денье сорок лет!.. Мы убеждены, что вняв этому преду преждению, поэт в новых своих стихах за тронет и то, что волнует многих людей во круг него. Хватит у М. Сергеева на это и сил, и таланта. П. М у р а т о в КНИЖКА О Г. И. ГУРКИНЕ Г | ри нашей бедности исследованиями * ^ историко-художественного .плана лю бая статья или книга, касающ аяся искусст ва Сибири, есть благо, особенно же такая, предметом исследования которой являются важные искусствоведческие проблемы. Вне всякого сомнения, к таким проблемам отно сится и характеристика Г. Гуркина, во-пер вых, как художника вообще, во-вторых, как художника Сибири первой трети нашего века и, наконец, как алтайского художника, всю свою сознательную жизнь пытавшегося отразить национальное мировосприятие в той степени, в какой он его понимал. Кроме того, Г. Гуркин - - видный общественный деятель, может быть, не потому видный, что имел талант политика, организатора, а потому, что был неутомимым пропаганди стом всего сибирского и, более конкрет но,— алтайского, использовавшим для этой цели живопись, фотографию, словесность, власть председателя Алтайской горной думы. Весьма интересен вопрос, как Г. И. Гур- кин, переживший расцвет таланта и гром кую славу еще до революции, стал совет ским художником. Прежняя, устоявшаяся система взглядов теряла одно звено за дру гим, происходило обновление мировоззре ния художника, искусство его в двадцатых годах меняло свои стилевые признаки. В тридцатых годах художник почти совер шенно перешел от пейзажной живописи к ж анровой, выбирая для картин сюжеты колхозного и индустриального строитель ства. , Обо всем этом так или иначе сказано в вышедшей недавно книжке В. И. Э докова1. Автор цитирует статьи, документы, анали зирует картины, говорит о педагогической деятельности художника. К сожалению, большинство фактов приведено не целена правленно, а просто один за другим. В ре зультате теряется смысл и адрес книги. Самую ценность творчества Г. Гуркина он предлагает видеть совсем не там, где она есть на самом деле. В. Эдоков пишет: «Главная историческая заслуга Гуркина пе ред русской пейзажной живописью состоит в том, что он принес в нее, открыл для нее целую, еще дотоле неведомую и недоказан ную область — пейзаж Сибири». Эту мысль он повторяет дважды : в начале и в конце книги. Но если бы ценность художественно го творчества, действительно, состояла в наглядном изображении земель, куда не 1 В. И. Э д о к о в , Г. И. Гуркнн. О черк о ж изни и творчестве. Б арн аул, А лтайское кн. изд.. 1967.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2