Сибирские огни, 1968, №11

смысле этот холм и к, летит? В каком-то тай ­ ном, поэтическом? И каж ется, что он поле­ тел всего лишь ради тысячу раз встречав­ шейся рифмы «зенит-звенит». Выбросьте из стихотворения строки, вы­ зывающие сомнение, и оно сразу Станет сильнее, целеустремленнее. Мы начали с этой маленькой вещи, еще не вошедшей ни в какие сборники, потому что нам каж утся типичными для всего твор­ чества М арка Сергеева как ее недостатки, так и достоинства. Это как раз и есть та сам ая капля воды, в которой отраж аю тся все свойства океана... И вот перед нами последний, уж е п я ­ тый, сборник стихов М арка Сергеева — «Вступление в осень»1. Читаем начало одного из стихотворений: О пять сою з д о ж д я и сгуж и . Т ум ан. И в кр асках нищ ета., И снова в зе р к ал ах из туш и легко струится вниз Ч ита. К ак будто бы асф альт распорот, и там в нем ы слим ой дали , другой, полупрозрачны й город восходит из глубин зем ли. О н чищ е, утренней, молож е, он всяким прочим не чета. В нем узн ает себя и все ж е не у зн ает себя Ч ита. Чудесны эти мокрые асфальтовые зерка­ ла, в которых волнуется изображ ение го­ рода, восходящего откуда-то из глубин. Однако это великолепие как бы подернуто дымкой неясности. «И в красках нищета». О чем это? О какой-то читинской нищете? Но какая там мож ет быть в Чите особен­ ная нищета? Наконец, приходит в голову,, что речь идет не о нищете города, а о нищете красок. Но тогда и сказать надо было бы точнее, определеннее, на­ пример: «и красок нищета». И тогда все было бы ясно. Мы судим Марка Сергеева по самой вы­ сокой и самой строгой мере. И то, о чем говорили, можно было бы посчитать мело­ чами, не заслуживающими внимания, лишь в сборнике стихов начинающего поэта или д аж е у самого М арка Сергеева несколько лет назад. Но мы убеждены, что уже в следующих сборниках этих досадных неяс­ ностей, может быть, даж е и совсем не будет. О гл аз твоих безм олвны й зов. о неж ности крыло! К ак мне известны — до азов — твой холод и тепло! И губ твоих неж данны й суд, и слов гл у х ая тьм а... П отом , к ак зерна, прорастут сквозь тем ноту дом а, потом проклю нется рассвет. И . растворив окно, мы удивим ся: ночи нет. и д о ж д ь утих давно! 1 М а р к С е р г е е в . В ступление в осень. В ост.-С иб. кн. изд., 1967. М астерски все это сделано. Отлично ска­ зано, как проклюнулся рассвет, как про­ росли сквозь темноту дома. Но только ведь и здесь м аленькая неточность. Это «прора­ стание домов» сквозь темноту уж е и есть рассвет. И получается: сперва начало рас­ светать, потом проклюнулся рассвет. Чехов говорил, что худож ественное про­ изведение долж но восприниматься мгновен­ но, в секунду. Недопустимо, чтобы чита­ тель подолгу раздумы вал, что означает та или иная ф раза в рассказе, романе, стихо­ творении. Однако многие стихи в этом сборнике приходится перечитывать несколь­ ко раз, прежде чем поймешь, что в них ска­ зано. Попробуйте-ка р азгадать такую вот сти­ хотворную загадку: П о зелены м п ал аткам тайги страсть моя разл и вается гулко, бьет в стволы серебристая дробь. Я пою. Я не слыш у ш аги... Так бесш ум ны его сапоги... Но как это «страсть разливается гул­ ко»? О выстрелах, что ли, речь идет? А как в стролы бьет серебристая дробь?- Может быть, следовало бы сказать: из стволов. Ведь не в стволы стреляют, а из стволов. И уж е совершенно непонятно, чьи шаги слышит поэт. Чьи сапоги бесшумны? И не думайте, что в. этом легче было бы разо­ браться, если бы мы полностью привели стихотворение. И в остальных, не процити­ рованных нами строках не сказано, кто идет в бесшумных сапогах... Д осадна эта нечеткость мысли, неточ­ ность выражений... В сборнике мы залюбуемся одним, дру­ гим стихотворением. И то, и другое сделано мастерски. Вон сколько ярчайших картин! И однако мы здесь не одну страничку р ав ­ нодушно перебросим. Почему? Может быть, «тематика» мел­ ка? Поэт ведь пишет о паутинках да листи­ ках. Однако большой злободневный разго­ вор можно начать и с листиков. Ведь раз- ровор-то, собственно, не о них идет. Они понадобились ему не сами по себе, они п о -^ могли ему выразить какие-то его мысли, чувства, настроения. Мы можем назвать сколько угодна сти­ хотворений о красном солнышке, о кошках, о щ енятах, о грозе в начале мая, которые запомнились миллионам людей. Попробуй­ те-ка сказать, что такие стихи не нужны обществу, никого не волнуют. Еще как вол­ нуют! Н ельзя этак механически, по внешним признакам определить, нужно читателям стихотворение или не нужно, взволнуются они им или не взволнуются. Так, может быть, стихи М арка Сергеева слишком личные и в них недостает обще­ ственного звучания? Вот взял бы он более широкие «общественные» темы, так мы бы и взволновались ими.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2