Сибирские огни, 1968, №11
за ж а в под мышкой свои ружьишки, снова уходят в лес. Еще более характерна новелла «Михеич». Бои в окружении, ослабевшие от голода, истощения и болезней люди, ополовинев- шие взводы, непрекращ ающиеся бомбежки и артобстрелы и лишь одна команда «Стоять!». Подвиг совершает здесь эскад ронный повар Михеич, но его поступок из разряда таких, за которые наград не д а ют, а говорят лишь одно: так и положено. Просто пожилой, неразговорчивый Михеич, исхитр'яясь, как только можно, честно и самоотверж енно несет свою нелегкую по варскую службу в окружении и кормит к а заков д аж е тогда, когда единственным доступным «провиантом» остается лишь ки пяток да лесная ягода. Человек и на войне остается человеком, и одни не вы держ ива ют испытания на прочность, а другие выхо дят из них еще более нравственно окреп шими. Книга «На фронте затишье» пронизана характерным для В. С апож никова пафосом утверж дения человечности. Вот почему, не смотря на насыщенность описаниями б у д ничной армейской жизни, порой до преде ла ж естокой, в книге нет и следа натура лизма. Тем более, что реалистические бы товые новеллы («Михеич», «Козловский», «Пленные») В. С апожников чередует с такими, в которых суровая проза войны вы тесняется романтикой любви, затаенной солдатской мечты о будущей счастливой жизни («Белые кони», «В Ж уравлях», «Башмачки», «Родны е ветры»), «А я думаю , всякой сволочи, наоборот, меньше будет. С трож е теперь должны чис тоту наблю дать»,— говорят казаки, воз вращ аясь домой. «Чистоту наблюдать...» Очень резко и сурово тема эта звучит в рассказе о К оз ловском, прожж енном цинике в отношени ях с ж енщинами. В облике Козловского писатель показал чуждый ему тйп челове ка, для которого в любви нет ничего свя того. Колоритна речь Козловского, пестря щ ая полублатными, вульгарными фразами: «Хочет он поразведать землячку помоложе, давно бабьего духу не нюхал»; «Приходи лось и воровать.'’ Я к соседке на чердак лазил, когда муж на работу уходил... Ну, ‘ значит, поговорили и забыли». Речь К озловского точно передает внут ренний мир этого циника и а моралиста. Но концовка рассказа вы зывает возраж е ние, она — явная дань литературной моде. Козловский, совершивший самое тяжкое преступление на войне rf уже отданный в трибунал, неожиданно морально оправдан автором: «под занавес», рискуя жизнью, Козловский спасает раненого Арбузова, ко торому незадолго до того он же грозил расправой. Эти перемены ничем не объяснены, и на рочитая усложненность характера героя вредит худож ественной цельности рассказа. Мы не хотим сказать, что в жизни так не бывает или тема внезапного нравствен ного переворота не заслуж ивает внимания писателя, но очевидно одно: в рамках до предела сжатого, новеллистического ж анра эта тема не получила убедительного худо ж ественного решения. Более удачны в по вести рассказы иного ж ан р а — романтиче- ски-героические. П ож алуй, из всех романтических расска зов В. С апожникова «Белые кони» наибо лее удачны. Здесь хорошо передано о б ая ние только что зародивш егося чувства, тот неповторимый душевный настрой, когда д е вушка готова ради любимого перенести все тяготы и невзгоды, лишь бы быть рядом с дорогим й единственным человеком. И сам тон повествования, элегически грустный и тревожный, органичен для писателя. И стория санинструктора Риты ,трагически оборванная ее смертью, заканчивается щ е мящей сердце нотой: «Белые кони, белые кони!.. Где вы, белые кони?..» Новелла «Затишье», как и другие рас сказы В. Сапожникова, внешне несложна. Н а фронте — затишье, эскадрон отдыхает; офицеры по случаю пьют спирт, радуются возможности сходить в баню, мечтают... Идет обычная ж и зн ь— получают приказы и просто, деловито, по-будничному их вы полняют. Этот привычный, сложившийся быт нарушен прибытием нового офицера, бывшего адъю танта командующего корпусом лейтенанта Пухова. «Такой выправки мы сто лет не видели»,— замечает рассказчик. Через некоторое время бойкий и щ еголева тый Пухов, оказавшийся неплохим боевым командиром, отличился, а затем был снова отозван в штаб. Обычный фронтовой эпи зод и, как всегда у В. Сапожникова, ника ких батальных сцен. Но в небольшом рас сказе столько нюансов и очерченные харак теры настолько серьезны, что стоит оста новиться на нем несколько подробнее. Преж де всего — Пухов. Размыш ляя об этом «белоснежном адъютантике», капитан Голосов недоумевает: «Одного не пойму: зачем он попросился в боевой эскадрон? Чинами и наградами штабников тож е не обижают. Что ему у нас надо?» Д ействи тельно, что? Во всей . манере держ аться у Пухова сквозит определенная тенденция, жизненная философия. Он насмешливо встречает слова Голосова о «Ваньке-взвод- ном, который за все в ответе». Кто-кто, а он «Ванькой» не будет. У Пухова активная жизненная позиция умного эгоиста, он умеет взяться за выигрышное дело, про вести с блеском боевую операцию и в з а вершение ловко подать себя. Пухов сам вы зывается на ночную вы лаз ку вместо лейтенанта Седова (Седов — по жилой человек, говорит он, ему трудно ид ти по снегу) и берет всю ответственность на себя (вместе с будущей славой). И дей ствительно, операцию, которую всю до мело чей рассчитал капитан Голосов, Пухов про вел блестяще: ни одной потери и тридцать пленных. И характерная «портретная д е таль»: «Полушубок у Пухова был грязен, изорван. Ш апку он потерял- во время а та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2