Сибирские огни, 1968, №11

В ореоле подлинной нравственной чистоты предстаю т перед нами героини В. Сапож- никова. Эта чистота и придает им такое д у­ ховное обаяние. Т акова повариха Лена («К арахоль-озеро»). Взволнованно переда­ но самое главное в душе влюбленной д е­ в уш к и— напряж енное ожидание встречи с любимым. Состояние Лены раскрывается опосредствованно — через ту атмосферу праздничной приподнятости, в которой она находится, через ощущение душевного озно­ ба, который она испытывает, ож идая прихо­ д а С тепана. Внешне рассказ объективирован, но, по существу, перед нами все та ж е ли­ рическая проза с ее ощутимой авторской субъективностью . И потому, видимо, самое интересное лицо здесь —- рассказчик, в ко­ тором мы чувствуем человека чуткого и от­ зывчивого, умеющего с глубоким понима­ нием отнестись к интимным мечтам, тай ­ ным сторонам сердечной жизни женщины. М ир. в, рассказах В. С апожникова пред­ стает преображенным красотой идеала и вместе с тем неизбежно замкнутым сферой чувств и переживаний самого писателя. Столкновение разных нравственных принци­ пов леж ит в основе рассказов «Случай на .рыбалке», «Сивка-бурка», они сюжетно остры, драматичны. И з них мы узнаем об одном дне жизни человека, но таком дне, «который вдруг озарит своим светбм всю -жизнь и ясно объяснит ее смысл». Этим шереломным моментом для героини расска­ за «Сивка-бурка», сельской учительницы, явилась ее поездка в город с председате­ лем колхоза Савелом Максимычем. В доро­ ге они встречают разных людей, оба раз­ мышляют о жизни, вспоминают прошлое. 'Р ассказ ведется от лица учительницы, для которой самым интересным и значительным человеком оказывается ее попутчик. Тема богаты рства народного — основная тема .рассказа. Она звучит и в прямых сентен­ ци ях героев, в характеристике С авела и других персонажей — встречной женщины- председателя, которой Савел Максимыч от­ дает низкий поклон, и в озорстве деда С а­ вельева, который, по его словам, ке умрет, пока всех своих йел не переделает, и в сам ой стилистике рассказа — взволнован­ ной, романтически приподнятой. «Люди... как на пож аре: один в огонь ле­ зет, другой руки греет, третий в сторонке стоит, смотрит на суету и зрелище. На что хватает духу, тот то и делает»,— говорит С а в е л . А его собеседница думает: «У меня никогда не хватало духу полезть в самый огонь. А ведь, наверное, только там все ин- "тересное, все самое красивое в жизни». Т ак сливаю тся два основных понятия писа­ теля: красота жизни и богатырство души, они неразрывны, в их единстве — ответ на вопрос, который мучает многих: «Как ж ить?» Красиво ж ивет Савел Максимыч... О днако верно подметив интересный, силь­ ный характер, писатель не сумел дать сво­ ему богатырю соответствующего поля дей­ ствия. Негде разгуляться силушке Савела. И от того характер в какой-то мере про- играл, получился несколько декларатив­ ным. П равда, в рассказе есть острое столк­ новение С авела Максимыча с обюрокра­ тившимся районным начальником-погонялой Варашкиным. Савел Максимыч и тут себя не уронил, наговорил ВарашкиНу много справедливых и резких слов. И тем не ме­ нее весь этот конфликт оставляет чувство неудовлетворенности. Варашкин восприни­ мается как давно отжившее явление, и по­ ругаться с ним Савелу ничего не стоит. Д л я него Варашкин не опасен. Крутое столкновение С авела Максимыча с район­ ным бюрократом быстро переведено в за ­ уженный план личных отношений между двумя людьми. Савел понимает, что надо ж дать от Варашкина неприятностей: «за­ теет проверки, сверки, отчеты, пересчеты, за каж ды й малый изъян к ответу потянет». Но обо всем этом председатель рассуж да­ ет бодро и оптимистично: «Ну да бог не выдаст, свинья не съест». Не хочет Савел положить свое богатырство на борьбу с ничтожным Варашкиным; не сработается он с ним, так завсегда можно «на трак­ тор уйти». Так неожиданно разреш ается в рассказе интересно намеченный жизненный конфликт. Так уходит силушка многих Са- велов по мелочам, растрачивается по пус­ тякам, порой даж е незаметно, без доброго слова... Но если В. Сапожников пытается сохра­ нить вокруг С авела Максимыча' флер ска­ зочного богатыря, то совершенно по-друго­ му, не «понарошке», а взаправду он изо­ браж ает другого человека большой души, подлинного богадыря, хотя и не богатыр­ ской внешности, лейтенанта Седова в но­ велле «Затишье». В облике этого казачьего офицера из рабочих В. Сапожников подме­ тил глубоко национальное, подлинно типи­ ческое явление. Свою повесть в новеллах «На фронте за ­ тишье», написанную уже давно, автор ны­ не основательно переработал, и поэтому есть все основания говорить о ней именно теперь как о значительном и волнующем произведении. Новеллы - рассказаны от ли­ ца старшины казачьего эскадрона Арбузо­ ва. «Про большие военные операции Арбу­ зов рассказы вал редко,— говорит автор о своем герое,— То генералы знают, у стар­ шины главная операция — людей накор­ мить». В этой установке на быт — сущест­ во авторской позиции. В книге почти нет описания боев, в ней с большой силой по­ казаны будни войны. Д аж е новелла «В рейде», наиболее насыщенная батальны ­ ми сценами, показывает все те ж е будни ка­ зачьего эскадрона: смертельная усталость бойцов, засыпающих в седле, трудности с ф уражом для коней, встречи с населением, враж еские трупы по обочинам дорог. И наиболее волнующий драматический эпи­ зод рейда — выручка отряда партизан, за- ж атого карателями в болотах,— заканчива­ ется такж е буднично и деловито: выходят партизаны из леса, старики и почти дети, прощаются с убитыми товарищ ами и молча,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2