Сибирские огни, 1968, №11

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В> Э т о в „ГДЕ БЫ, БЕЛЫЕ КОНИ?“ ^ у р о в а я и неповторим ая красота си- бирских просторов — неисчерпаемый источник вдохновения для автора сборника рассказов «С ивка-бурка»1. С казочное на­ звание книги В. С апож никова невольно вы ­ зы вает ассоциацию , с произведениями М. П риш вина — «К ащ еева цепь» или «К о­ лобок». Но перекличка в какой-то мере з а ­ кономерна — столько искренности, свежести и подлинной поэзии в лирических р асск а­ зах писателя! Высоким душ евным настроем автора пронизан рассказ «Б ел ая корова» с его поэтичными, романтически приподня­ тыми пейзаж ам и. «Осень! Осень! Уж е пришла осень... П риш ла она незаметно, без ненастья и дож дей, и все не верится, что лето кончи­ лось, что вот-вот л яж ет снег и начнется совсем д ру гая ж изнь... А пока дни стоят ясные, теплые, и зори все еще горят ярьье в полнеба, в полнеба долгие. Но вдруг из поднебесья прольется ж уравлиное курлы ­ канье, прош умит кры льями торопливый ко­ сяк чирков, промелькнет над поблекшим скошенным лугом, чуть не касаясь кры лья­ ми земли, стая дроздов. Осень, осень...» Осеннее лирическое настроение распола­ гает рассказчика к спокойным раздум ьям о ж изни, о природе, о человеке и о самом себе. М едленно разверты вается поток вос­ поминании, своей неторопливостью гармони­ руя с осенним зам иранием жизни, и все, что попадает в поле зрения автора, приоб-' ретает особый смысл. 1 В. С а п о ж н и к о в . С и вка-бу рка. Р ассказы , м .. «Сов. Р о сси я» , 1967. Н а ф ронте зати ш ье, П о­ весть в н овеллах. П ерм ское кн. изд., 1967, Лирика прозы столь ж е неуловима для пересказа, как и обычная, стихотворная; главное в н е й— 1 внутренний мир автора. В рассказе «Белая корова» авторское от­ ношение к жизни вы раж ено предельно чет­ ко: «Человек устроен так, что не м ож ет не полюбить каждый миг природы, ведь он ее сын, ее создание. К ак ж е не откликнуться его душе на ясную грусть осени слезами или радостью?» Прославление красоты и радости ж и з­ н и— в этом основной пафос произведений В. С апожникова. Трагически остро и н а­ пряж енно эта мысль вы раж ена в рассказе «К Кузьме за солью». П робираясь по каменистым кручам, ос­ тупился геолог М акар «, падая, каким -то чудом задерж ался на крошечной пл ощ ад­ ке на самом краю пропасти. Один, без еды и воды, в ожидании помощи, М акар вспоминает о прошлом — о лагере, в кото­ рый .попал не по своей вине; о ж ене Д усе, славной, доброй женщине, от которой ушел он «из-за любви к воле, к ш атанию по зем ­ ле»; о необъятно огромном счастье жить. «Ж изнь все преодолеет... Горе любое одо- леется, лишь бы жить». Вспоминал М акар снова и снова свою жизнь, «и «ему удиви­ тельно было сознавать, что в каж дом дне ее была своя радость». «Славно-то, хорошо как! — сказал М а­ кар, вы тирая слезы радости.— Воля!» , Лиризм пронизывает и другие рассказы сборника. Он сказы вается в повышенном интересе писателя к изображ ению наибо­ лее романтического состояния человека — состояния влюбленности («К арахоль-озе- ро», «Апрель»). Х арактерно, что автора ин ­ тересует не процесс развития и ф орм ирова­ ния чувства, а именно это необычное, воз­ вышенное состояние человека. Лю бовь его героев начинается как-то вдруг, да дл я пи­ сателя, по существу, и не важ но, как она начинается. В. С апож ников обращ ает вни­ мание на другое — на то, что влюбленный человек добр, душ евно щ едр, поэтично н а­ строен и зорко подмечает красоту жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2