Сибирские огни, 1968, №11
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ В> Э т о в „ГДЕ БЫ, БЕЛЫЕ КОНИ?“ ^ у р о в а я и неповторим ая красота си- бирских просторов — неисчерпаемый источник вдохновения для автора сборника рассказов «С ивка-бурка»1. С казочное на звание книги В. С апож никова невольно вы зы вает ассоциацию , с произведениями М. П риш вина — «К ащ еева цепь» или «К о лобок». Но перекличка в какой-то мере з а кономерна — столько искренности, свежести и подлинной поэзии в лирических р асск а зах писателя! Высоким душ евным настроем автора пронизан рассказ «Б ел ая корова» с его поэтичными, романтически приподня тыми пейзаж ам и. «Осень! Осень! Уж е пришла осень... П риш ла она незаметно, без ненастья и дож дей, и все не верится, что лето кончи лось, что вот-вот л яж ет снег и начнется совсем д ру гая ж изнь... А пока дни стоят ясные, теплые, и зори все еще горят ярьье в полнеба, в полнеба долгие. Но вдруг из поднебесья прольется ж уравлиное курлы канье, прош умит кры льями торопливый ко сяк чирков, промелькнет над поблекшим скошенным лугом, чуть не касаясь кры лья ми земли, стая дроздов. Осень, осень...» Осеннее лирическое настроение распола гает рассказчика к спокойным раздум ьям о ж изни, о природе, о человеке и о самом себе. М едленно разверты вается поток вос поминании, своей неторопливостью гармони руя с осенним зам иранием жизни, и все, что попадает в поле зрения автора, приоб-' ретает особый смысл. 1 В. С а п о ж н и к о в . С и вка-бу рка. Р ассказы , м .. «Сов. Р о сси я» , 1967. Н а ф ронте зати ш ье, П о весть в н овеллах. П ерм ское кн. изд., 1967, Лирика прозы столь ж е неуловима для пересказа, как и обычная, стихотворная; главное в н е й— 1 внутренний мир автора. В рассказе «Белая корова» авторское от ношение к жизни вы раж ено предельно чет ко: «Человек устроен так, что не м ож ет не полюбить каждый миг природы, ведь он ее сын, ее создание. К ак ж е не откликнуться его душе на ясную грусть осени слезами или радостью?» Прославление красоты и радости ж и з н и— в этом основной пафос произведений В. С апожникова. Трагически остро и н а пряж енно эта мысль вы раж ена в рассказе «К Кузьме за солью». П робираясь по каменистым кручам, ос тупился геолог М акар «, падая, каким -то чудом задерж ался на крошечной пл ощ ад ке на самом краю пропасти. Один, без еды и воды, в ожидании помощи, М акар вспоминает о прошлом — о лагере, в кото рый .попал не по своей вине; о ж ене Д усе, славной, доброй женщине, от которой ушел он «из-за любви к воле, к ш атанию по зем ле»; о необъятно огромном счастье жить. «Ж изнь все преодолеет... Горе любое одо- леется, лишь бы жить». Вспоминал М акар снова и снова свою жизнь, «и «ему удиви тельно было сознавать, что в каж дом дне ее была своя радость». «Славно-то, хорошо как! — сказал М а кар, вы тирая слезы радости.— Воля!» , Лиризм пронизывает и другие рассказы сборника. Он сказы вается в повышенном интересе писателя к изображ ению наибо лее романтического состояния человека — состояния влюбленности («К арахоль-озе- ро», «Апрель»). Х арактерно, что автора ин тересует не процесс развития и ф орм ирова ния чувства, а именно это необычное, воз вышенное состояние человека. Лю бовь его героев начинается как-то вдруг, да дл я пи сателя, по существу, и не важ но, как она начинается. В. С апож ников обращ ает вни мание на другое — на то, что влюбленный человек добр, душ евно щ едр, поэтично н а строен и зорко подмечает красоту жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2