Сибирские огни, 1968, №11

Николай П еревалов К 50-летию со дня рождения Николаю Илларионовичу Перевалову — нынче пятьдесят... Детство в большой крестьянской семье на Вятке (теперь Кировская область); школа рабочей молодежи за двадцать километров от дома; педагогический техникум в не­ большом районном городке; работа учителя сельской школы... Биография будущего поэ­ та, как и тысяч его сверстников, родившихся вскоре после Октября, складывалась пона­ чалу неспешно и вроде бы обычно... Но не­ спокойно чувствовал_себя мир, история го­ товила для нашего народа небывалые, же­ сточайшие испытания. Призванный в 1939 году в армию, молодой солдат служил на Дальнем Востоке. И вот грянула Великая Отечественная... Фронт... В армейских газетах изредка появляются стихи мало ко­ му известного командира понтонного взво­ да лейтенанта Николая Колесникова (Пе­ ревалов— его литературный псевдоним). Тяжелое ранение. Госпиталь. Снова фронт... И так — еще и еще... Я разверну газету в тиш ине — за океаном вою т о войне. О пять заною т раны фронтовы е, в сем н адцать л ет доставш иеся мне. Эти строки поэт напишет много лет спу­ стя после войны. Без них, как и без некото­ рых других стихов о войне, созданных позд­ нее («Привал», «23 сентября 1943 года», «День победы», «Падающие звезды» и др.), невозможно понять характер его лириче­ ского героя — человека, гражданское и нрав­ ственное возмужание которого было уско­ рено суровыми и тяжкими испытаниями времен Великой Отечественной войны... Первое свое крупное произведение — поэ­ му «В сельской школе» — Н. Перевалов опубликовал в журнале «Сибирские огни» в 1949 году. С этого времени литература ста­ ла его профессией. Десяток поэтических оборников, несколько поэм, не одна сотня стихотворений, опубликованных в периоди­ ческих изданиях,— таков итог двадцатилет­ ней работы писателя в советской поэзии. Николай Перевалов — поэт с ярко выра­ женным лирическим уклоном. Тяготение к лиризму, несущему идейную и психологиче­ скую' правду современности, объясняется и природными, индивидуальными особенностя­ ми художественного дарования автора, и настоятельно диктуется потребностями раз­ вития социалистического общества. Все произведения Н. Перевалова (особен­ но его стихи, в которых он всегда высту­ пает только как лирик) интересны прежде всего именно своим личным, интимным, субъективным наполнением избранной темы. Примечательны в этом отношении и глубо­ ко самобытны, талантливы последние пере- валовские вещи — поэмы «Теплый бор», «Наташа» и лирическая хроника «Возвра­ щаться не надо». Все три являются, по су­ ществу, поэмами-воспоминаниями и повест­ вуют о любви былой и ушедшей, что и диктует поэту образы и интонации груст­ ные, элегические. «Теплый бор» — поэма о нелегкой любви, которая вдруг постучалась в сердце немоло­ дого уже человека «восемнадцатью весен­ них лет». . В поэме «Наташа» воспоминания о пер­ вой юношеской любви навеяны герою посе­ щением родного городка. Неожиданно свое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2