Сибирские огни, 1968, №11
Справедливости ради, следует заметить, что Ионову доставало трезвости считаться с таким горьким и упрямым фактом, как невозможность изгнать всех новоселов с зе мель, смежных с казачьими. Анненков дум ал по-другому. За б а в л я я с ь сигарой, он видел, конечно, что дебаты на крестьянских съездах о тра ж аю т острейшую борьбу не только между новоселами и званым казачеством, но и внутри казачества — м еж ду верхушкой и голытьбой, м еж ду пришедшими с фронта и тыловиками. Привыкший рубить, а не р а з вязы вать, он искал способа освободиться от опеки И онова, похоронить его идею оказа- чивания и, скрутив новоселов, утвердить над Семью реками одну господствующую фигу ру казака-хозяйчика. И вот как-то лейб-атам анцы Анненкова перехватили, по его тайному приказанию , к ав ал ьк ад у из трех всадников — Ионова, его ординарца и члена войсковой управы, закры ли их под зам ок и напустили такого страху, что Ионов, схвативши перо, напи с а л Анненкову унизительнейшую слезницу: дескать, обещаю тебе, боевой коллега, заб р о сить «навечно» всякие занятия политикой и «до кончины своей пребывать в дом аш нем кругу, разделяем ом любящ ей женой и детками». Анненков сделал вид, что генерал был схвачен и сунут под зам ок без его ведома, выпустил, извинился и тут ж е издал приказ, расклеенный н азавтра на всех столбах и ‘заб орах: в приказе на всеобщую потеху рассказы валось о похож дениях «храброго генерала Ионова», приводилась вы держ ка из его письма. Ионов смотался в Омск и не вернулся. Расчищ ая дорогу к «единодерж авию», Анненков наводил мосты и к Алаш -орде — националистической байской организации. Он сф ормировал д в а алаш ских полка, по том еще один, именуемый конно-киргизским, -а для управления «мыслью и духом» лич ного состава этих соединений — аппарат мулл, явно алаш -ордынской ориентации. С н ачала это было сделано для 5-й стрел ковой дивизии, приданной ему приказом ком андира Степного корпуса. В приказе го ворилось: «Д ля удовлетворения религиозно-нравст венных нуж д дж игитов киргизских полков разреш аю пригласить лиц мусульманского духовенства (мулл) с отпуском на со держ а ние средств из казны по норме, установлен ной постановлением Совета Министров от 1 июля с. г. за № 430 для священников вой сковы х частей». Общественный обвинитель Мустамбаев, казах по национальности, констатировал в своей речи, что Анненков, служивший до войны в Туркестане, хорошо знал жизнь, быт и язы к коренного населения, но так же, как и Колчак, презирал его, не обн аруж и вая намерения устраивать народности этого края. — К азалось бы. он долж ен был задаться вопросом : ну, победим большевиков, а что дальш е? Но это т'во п о ос не заним ал его, да и не мог заним ать. Молодчики его пороли казахов, таранчинцев, дунган и дум али, что казахи, таранчинцы и дунганы только для этого и существуют. Пороли и — достаточно! М устамбаев отмечал, что Анненкова мог ло заним ать лишь одно явление — н ар ож дающ аяся национальная бурж уази я Т урке стана, с ней он заигрывал. Кем ж е был этот человек, каким он рисо вал себе будущее — для себя, для края Семи рек? Анненков любил фотографироваться. П о всюду: среди телохранителей, в компании французского генерала Дюкю, с приближ ен ными и Денисовым под зловещим черным ш тандартом, на белоатласном кокетливом аргам аке и даж е у гимнастического коня. Ж ест, поза, чуб. С тароказачий, любовно ухоженный чуб, вздымающий ф ураж ку. В оппозиционных Анненкову белоэмигрант ских газетах эту карамельную внешность называли «патретом». Но вот совсем другое: на неуловимом для гЛаза очень низком сиденьице — восточ ный владыка в цветастом восточном х а л а те, полы которого заброш ены выше колен, в роскошной меховой шапке, калмы коватая раскосинка утонула в сытой блаженной улыбке. Он знал слово «демократия» и д аж е пользовался им. Соглаш ался с идеей учре дительного собрания. И даж е на суде: — Очень поверхностно, на ходу я читал в свое время программы разных партий — кадетской, эсеровской... Принимал Учреди тельное собрание, приветствовал, дум ал, что оно изберет нового царя, не такого д ряб ло го, как Николай. А новый царь будет опи раться на земство... Он пытался при случае касаться и др у гих, более тонких понятий, одинаково д а л е кий и от этой тонкости и от самих понятий. В личном его владении состояла прекрас ная конюшня скаковых лош адей; с нею он никогда не расставался: она перевалила Дж унгар с охвостьем анненковцев, а в К и тае стала конным заводом , который Аннен ков содерж ал на паях с -губернатором Синьцзянской провинции. У него был личный повар, личный парик махер, почти еж едневно подрезавший а т а манскую челку и подвивавший атаманский чуб, личный гардеробщик — Анненков к а ж дый день красовался в новом мундире: сегодня он кирасир, завтра — лейб-атам а- нец, послезавтра — улан или гусар. При атам ане была обойма телохраните лей, хор песенников, управляющий личным зверинцем (помимо лош адей он таскал за собой волков, медведей, л и с). К огда атам ан, разбросав длинные крюковаты е ноги, в а лялся после обеда на походной койке, д у ховой оркестр исполнял на удалении минор ные вещицы. Имел он и своего шута, как царь Петр знаменитого Б алакирева. Это был ш таб-рот
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2