Сибирские огни, 1968, №11
одно слово: «Колчаковщина». И этим все сказано. Он сам приковал себя к колесни це омского ставленника, был колчаковцем, монархистом чистейшей воды .’ О чем бы ни решали в Омске — о воен но-полевых судах, о добровольцах, о де нежном обращении — и кто бы ни решал — сам Колчак, его государственный совет, главный интендант или даж е главный свя щенник — все это с чуткостью мембраны воспринималось штабом Анненкова, стано вилось приказом, типографской буквой, и на верблюдах, на лош адях отправлялось эстафетой во все уголки Семиречья. — Но ведь Анненков не принял от Кол чака предложенного ему генеральского чи на? — возразит читатель, знакомый с про цессом по сообщениям печати.— Р азве это не ж ест неприязни и самостоятельности? Нет, конечно. К ак выяснилось на суде, в отказе Аннен кова было меньше всего борьбы и вызова. Он попросту колебался. Звонок Иванова- Ринова из ставки прозвучал в его штаб- квартире в один из первых дней диктатуры Колчака и мог означать только одно: при глашение в опричники. Анненков, воздер ж авш ийся от поздравительной депеши в а д рес «искателя трона», выжидал, присмат ривался и, растерявшись от неожиданного благодеяния, ответил «крылатой» брава дой: «Я бы хотел получить генеральский чин из рук государя императора».: — Ну, а позже? —спрашивали Анненкова в суде.—Вы отвели милость Колчака, а позже? Кто ж е сделал вас генералом? — Колчак. — Н е странно ли однако? Вы уклоняе тесь от традиционной, по ваш ему вы раж е нию, обязанности поздравить Колчака с приходом к власти, а он откры вает для вас двери своего генералитета? — Я не был один. Поздравлений не при слали такж е атаманы Д утов и Семенов.. Но обстановка прояснилась и... пришлось.. — Что именно? — П ослать поздравления. — Это сделали все трое? — Н асколько мне известно, да. Не только переиздания приказов Колча ка, но и все другие, собственно анненков- ские сочинения, что собрались в отдельном приказном томе, говорили суду о том, что Анненков плыл в общем ф арватере контрре волюции, сибирской и несибирской. Мало с кем деля власть в своем обширном феоде, он словом и делом утверж дал объявленную «верховным правителем всея России» поли тику беспредельного, а порой и бессмыс ленного белого террора и даж е разъяснял политическое «кредо» Колчака: «Прави тельство идет по пути, указанному адми ралом Колчаком при его вступлении в уп равление», сказавшим тогда, что он «не пойдет ни по пути реакции, ни по гибель ному пути партийности»...1 Анненков приказом запретил пьянство в отряде. Но самогон и после этого лился 1 Д ел о , том 3, приказ от 7 м ая 1919 г. рекой. Тогда последовал другой приказа замеченных в пьянстве судить военно-по левым судом не за пьянство, а за неис полнение приказа атам ана. Он пытался из водить курильщиков опиума, расстреливал кокаинистов. Крайние меры шли от чув ства страха перед растущим напором крас ных войск. У красных, по ту сторону фронта, гаран тии порядка и законности считались усло вием победы. Там ж ила и повелевала страстная ленинская мысль-убеждение: «Чтобы до конца уничтожить Колчака и Деникина, необходимо соблюдать строж ай ший революционный порядок, необходимо соблюдать свято законы и предписания Со ветской власти и следить за их исполне нием всеми».1 Анненковщина ж е была понятием, несов местимым с законом. Н агнетая атмосферу всеобщего страха и трепета, Анненков закры вал глаза на «проделки» подчиненных. «Атаманцы бал у ют», «атаманцы гуляют»,— говорили в н а роде. И это значило — потеха, злорадное шутовство по поводу страданий человека, нередко трагических по своему исходу. Д л я некоторых особей из этого стада смерть постороннего — пастуха, пахаря, жницы, ребенка — уж е не была смертью, не печалила, не пугала и д аж е не оста навливала внимания тем, что это была именно смерть, последний вздох, последний взгляд, земля, прах... Она была предметом забавы , продолжением и дополнением утех и увеселений, способом управлять другими. Вот отрывок из протокола судебного процесса: JI е б о н т, полковой артельщик одной из анненковских частей, свидетель: первая рота рассказывала: «Мы ее повели и уто пили. Л езь, говорим, в прорубь, а она смеется». П р е д с е д а т е л ь с т в у ю щ и й : Не по нял, кто смеется? Л е б о н т: А женщина, которую повели топить. У нас по ночам всегда топили. И з насилуют, а потом говорят: «Прыгай в прорубь...» Она думает, что шутят... И смеется. Духовные категории и ценности не имели в этом мире ни цены, ни своего действи тельного1значения: честное и правомерное то и дело объявлялось здесь преступлени ем, а преступник надевал тогу законодате ля, причем раньше других это делал сам Анненков. В отряде служил офицером некий Аппо- лонский, или, по-другому,— Полло, артист из Одессы. И з той прекрасной Одессы, на бульварах которой начинались отрочество и юность кадета Анненкова. ■Анненкову показалось, что Полло — боль шевик. Была спешно сколочена коллегия военно-полевого суда из пяти человек и назначен день процесса. От суда ож идался назидательный урок страха. Но к собст 1 В. И . Л е н и н , собр. Соч., том 39, стр. 155.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2