Сибирские огни, 1968, №11
рави лась — цензура ее сильно ощипала»,— пишет он Е. М. Ф еоктистову в ф еврале 1851 года. Через полтора месяца сообщает ему ж е: «Я очень рад, что статейка моя о П ознякове понравилась в Москве... Ц ен зура ее сильно изуродовала...» А Н екрасову и П анаеву писал: «Из мо ей статьи по обыкновению вырезали серд цевину — и теперь она вышла довольно пустою». Ж алобы Тургенева были справедливы. Цензор, например, не пропустил в печать некоторые места из статьи писателя о ро мане Евгении Тур «Племянница». И впос ледствии Тургенев, когда готовил эту статью к переизданию, вписывал пропу щенные строки. В рассказе «Певцы» иссле дователи обнаружили около двадцати со кращ ений цензора, искаж авш их замы сел и во многом смысл произведений. . Вот м а ленькая, но очень существенная деталь, отмеченная литературоведом О. Я. Самоча- товой. В рассказе «Певцы» была у Турге нева ф раза: «Русский нЪрод на прозвища мастер». И вдруг слово «русский» исчеза ет; вместо него появляется — «простой». Смысл явно не тот: «Простой народ на прозвища мастер»! А сколько удалено бы ло из его ироизведений таких слов, как «помещик», «дворянин», зам ен яясь стерты ми, ни о чем не говорящими словами! 'Запрещ енное цензором 'и не восстанов ленное автором — тож е погибшее, утрачен ное навсегда. Хорошо, если рано или позд но исследователи разыщ ут рукопись, кор ректуру. В 1917 году литературовед Ю. Г. Оксман обнаруж ил в архиве Главного управления по делам печати корректурные листы с тек стом пьесы Тургенева «Нахлебник». Потом была найдена и рукопись. Так ученые по лучили возможность публиковать полный текст без цензурных вмешательств. А сколь ко рукописей до сих пор не найдено — и текст перепечатывается с первой публика ции. Д а , огромная ценность — автограф! Рукопись... К ак мало дорож ит ею писа тель и как при виде ее загораю тся глаза у исследователей, коллекционеров. И если писателю доставляет радость вид послед него, начисто переписанного варианта, то литературоведа больше привлечет тот ворох бумаги, на которой перечеркнуты абзацы , м еж ду строк вписаны новые ф р а зы; где на каж дой странице скобки, кре сты, малопонятные знаки — следы мучитель ной работы автора. А втограф — это та единственная, неплотно прикрытая дверь, сквозь щель которой любознательный ис следователь загляды вает в творческую л а бораторию писателя и потом рассказы вает об увиденном. Пропал автограф — дверь прикрывается плотно и навсегда. Рукописи Тургенева... Чего только ни проделывала с ними судьба. Они д ар и лись и продавались, выкидывались и уни чтож ались. Их забы вали, как обычную бу магу, и берегли пуще всех сокровищ. И сей час, написанные одной-единственной, турге невской, рукою, они развеяны по всему ми ру. Сколько автографов еще не найдено! Где они сейчас: утрачены навсегда или не разы сканы ? Ответ д аст лишь время и кро потливые изыскания ученых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2