Сибирские огни, 1968, №11

рави лась — цензура ее сильно ощипала»,— пишет он Е. М. Ф еоктистову в ф еврале 1851 года. Через полтора месяца сообщает ему ж е: «Я очень рад, что статейка моя о П ознякове понравилась в Москве... Ц ен­ зура ее сильно изуродовала...» А Н екрасову и П анаеву писал: «Из мо­ ей статьи по обыкновению вырезали серд­ цевину — и теперь она вышла довольно пустою». Ж алобы Тургенева были справедливы. Цензор, например, не пропустил в печать некоторые места из статьи писателя о ро­ мане Евгении Тур «Племянница». И впос­ ледствии Тургенев, когда готовил эту статью к переизданию, вписывал пропу­ щенные строки. В рассказе «Певцы» иссле­ дователи обнаружили около двадцати со­ кращ ений цензора, искаж авш их замы сел и во многом смысл произведений. . Вот м а­ ленькая, но очень существенная деталь, отмеченная литературоведом О. Я. Самоча- товой. В рассказе «Певцы» была у Турге­ нева ф раза: «Русский нЪрод на прозвища мастер». И вдруг слово «русский» исчеза­ ет; вместо него появляется — «простой». Смысл явно не тот: «Простой народ на прозвища мастер»! А сколько удалено бы­ ло из его ироизведений таких слов, как «помещик», «дворянин», зам ен яясь стерты ­ ми, ни о чем не говорящими словами! 'Запрещ енное цензором 'и не восстанов­ ленное автором — тож е погибшее, утрачен­ ное навсегда. Хорошо, если рано или позд­ но исследователи разыщ ут рукопись, кор­ ректуру. В 1917 году литературовед Ю. Г. Оксман обнаруж ил в архиве Главного управления по делам печати корректурные листы с тек­ стом пьесы Тургенева «Нахлебник». Потом была найдена и рукопись. Так ученые по­ лучили возможность публиковать полный текст без цензурных вмешательств. А сколь­ ко рукописей до сих пор не найдено — и текст перепечатывается с первой публика­ ции. Д а , огромная ценность — автограф! Рукопись... К ак мало дорож ит ею писа­ тель и как при виде ее загораю тся глаза у исследователей, коллекционеров. И если писателю доставляет радость вид послед­ него, начисто переписанного варианта, то литературоведа больше привлечет тот ворох бумаги, на которой перечеркнуты абзацы , м еж ду строк вписаны новые ф р а­ зы; где на каж дой странице скобки, кре­ сты, малопонятные знаки — следы мучитель­ ной работы автора. А втограф — это та единственная, неплотно прикрытая дверь, сквозь щель которой любознательный ис­ следователь загляды вает в творческую л а ­ бораторию писателя и потом рассказы вает об увиденном. Пропал автограф — дверь прикрывается плотно и навсегда. Рукописи Тургенева... Чего только ни проделывала с ними судьба. Они д ар и ­ лись и продавались, выкидывались и уни­ чтож ались. Их забы вали, как обычную бу­ магу, и берегли пуще всех сокровищ. И сей­ час, написанные одной-единственной, турге­ невской, рукою, они развеяны по всему ми­ ру. Сколько автографов еще не найдено! Где они сейчас: утрачены навсегда или не разы сканы ? Ответ д аст лишь время и кро­ потливые изыскания ученых.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2