Сибирские огни, 1968, №11

Б. Ч ЕЛЫШ ЕВ Т ай н а пи сем и р укопи сей И. С. Т у р г е н е в а Неизвестно, с какой целью стал Г ал ь м - рин-Каминский собирать развеянные по всей Франции письма Тургенева. То ли мечтал издать большой сборник и тем увековечить свое имя, то ли привлек его труд первоот­ кры вателя. И сследователь ездил по ф ран­ цузским городам, встречался с современни­ ками писателя, получал подлинники или ко­ пии бесценных писем. Но многое оказы ва­ лось для следопыта недоступным. Ему сооб­ щали нередко: «пропали», «утеряны», «сож ­ жены». Вот хотя бы письма Тургенева к Просперу Мериме. Все они сгорели в 1871 году вместе с бумагами писателя. А куда д е­ лись письма Тургенева к Виктору Гюго? Ведь их тож е был не один десяток? Гальперин-Каминский ломал в отчаянии руки, получая одно за другим сообщения об утратах. Это напоминало траурные изве­ щ ения о гибели, о смерти... А ведь сколько интересного могли бы рассказать пропав­ шие письма Тургенева. Взять, например, его личную, судьбу — жизнь, проведенную в д о ­ бровольных скитаниях. Десятки стран и го­ сударств видели его глаза; ладонь ощущала теплые рукопож атия всех крупных литера­ торов эпохи. И многочисленные знакомства, к ак в огромном дневнике, закреплялись в письмах. А теперь сотни страниц из этого дневника выпали, затерялись, развеяны по миру... О днаж ды в П ариж е познакомился Турге­ нев с русским живописцем Александром Игнатьевичем Алексеевым. Вечера, прове­ денные вместе,.сблизили их. Художник сде­ лал несколько рисунков и портрет Полины Виардо. Через некоторое время Алексеев уехал; меж ду писателем и художником за ­ вязалась переписка. Прошло еще несколько лет, и... портрет Полины Виардо, рисунки, часть писем Тургенева исчезли. Алексеев вспоминал впоследствии: «У меня сохрани­ лись два тургеневских письма. Я берегу их, как святыню... У меня было все пять писем И вана Сергеевича, холько три исчезли, не­ известно куда,— такая ж алость» («Тургенев­ ский сборник», М.— Л ., «Наука», 1964, т. 1, стр. 326). И сама Полина Виардо, имевшая не одну сотню писем Тургенева, поведала: «Значи­ тельное количество писем, адресованных мне И. С. Тургеневым, были у меня похи­ щены, где, когда и кем, я того определить не могу». («Исторический вестник», 1898, JS» 1, стр. 415). Судьба ж е этих писем, как установил Гальперин-Каминский, такова. Во время франко-прусской войны Полина Виардо находилась в Баден-Бадене. Когда она вы езж ала оттуда, то забы ла (а возможно, и потеряла!) связку писем Тургенева. Кем найден был этот сверток — неизвестно. Од­ нако письма оказались у вдовы одного французского врача. Та продала их берлин­ скому букинисту. У букиниста переписку случайно обнаружил среди незначительных бумаг один из почитателей таланта Турге­ нева... Хорошо, что «приключения» писем завер­ шились в целом благополучно. Иная, и по­ ка неизвестная, судьба у обратных писем — Полины Виардо к Тургеневу. И эти письма пропали, и они до сих пор не най­ дены. А переписка Тургенева с известным не­ мецким художником Адольфом Менцелем? Она тож е исчезла. Не разысканы и под­ линники рисунков х уд ож н и ка— семь эскиз­ ных портретов Тургенева. Целиком пропала переписка Ивана Сергеевича с английским литературно-музыкальным критиком Чорли. С ним писатель познакомился в Париже, а позднее встречался в Лондоне. Голланд­ ский литератор М арцеллус Эмантс хорошо знал Тургенева, написал о нем большую статью. В ней он рассказы вает о том, как встретился с Тургеневым в П ариж е, и даже приводит цитаты из писем к нему русского писателя. Но где ж е подлинники писем Тургенева к Эмантсу? Их долго разыски

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2