Сибирские огни, 1968, №11
сутствии... всех учащих и учащихся, прочи тана была учителем русской словесности Г. А. Цветаевым лекция о значении в рус ской литературе почившего вдали от горячо любимой родины И. С. Тургенева... Нельзя было не заметить сильного впе чатления, произведенного на молодое поко ление воспоминанием о честной и плодо творной деятельности человека, посвятив шего почти всю жизнь свою идее пользы и добра. Мир праху его; честь и слава учреж дениям и лицам, сочувственно почтившим и в дебрях сибирских память великого пи сателя». Выходиршая в Томске «Сибирская газе та» сообщила 11 декабря 1883 года (№ 50), «что А. М. Сибиряков прислал в комитет грамотности 1000 р. на издание для народа некоторых из сочинений И. С. Тургенева с тем, чтобы одна четвертая отпечатанных экземпляров была разослана бесплатно на его счет по сибирским губерниям, а осталь ные экземпляры продавались не дорож е 3—5 копеек. Комитет положил войти по это му предмету в согласие с И. Г. Глазуно вым, которому принадлежит право издания сочинений И. С. Тургенева». 28 августа «Сибирская газета» (№ 35) по святила писателю редакционную статью. В ней разъяснялось прежде всего истори ческое значение созданных им «Записок охотника»: «Мир ощущений, в который ав тор ввел читателей своими картинами, з а трагивал в них именно те струны, без кото рых стране с даровитым населением грози л а опасность надолго остановиться в своем развитии. Солдатской грубости Тургенев противопоставил изящество своих созданий; формалистике — глубокий и тонкий психо логический анализ; посягательству темных сил на жизнь и развитие — естественные и законные требования сознательной челове ческой личности. Он вступился за одну часть русского народа — перед другою и заставил многие тысячи лучших людей ощ у тить жгучее чувство стыда ввиду того ф ак та, что один русский владел другим таким ж е, владел своим соотечественником и ч е- л о в е к о м , как домашним скотом! С тех пор Иван Сергеевич не изменял сознатель но ни разу однажды выбранному пути... Всюду являлся Тургенев воспитателем тех лучших чувств и стремлений, из которых склады вается облик ч е л о в е к а и г р а ж д а н и н а . . . Н е в одном поколении воспитал и еще воспитает Тургенев человеческие и отчасти граж данские чувства и стремления; не один мальчик или девочка заливались горькими слезами над его «Муму», дрож али от него дования, читая «Бурмистра», и не в одной тысяче людей эти детские чувства оставили и еще оставят прочный, благодетельный след, определивший направление всей их жизни. > Д а будет ж е доброе имя великого рус ского беллетриста славно вовеки!» «Сибирская газета» почти в каж дом но мере после этой статьи помещала подроб ную информацию об откликах русской и зарубежной печати на смерть Тургенева в- Буж ивале, перевоз его тела в Россию и по гребение в Петербурге на Волковой к л ад бище. 6 ноября (№ 45) она сообщила, «со слов «Восточного обозрения», подробности о том участии, которое приняла Сибирь в печальной церемонии погребения великого русского человека и писателя», и закончи ла этот отчет такими словами: «Возлагая венок на могилу, и мы, вместе с «Восточ ным обозрением», скаж ем: «Друг русского народа, талантливейший представитель его, служитель благородных идей, пусть прах твой примет дань уваж ения и горя чий поцелуй от отдаленной страны нашей!» Эти слова были взяты из статьи «Восточ ного обозрения» за 29 сентября (№ 39) под названием «Сибирь на похоронах Тургене ва». В ней следом за подробной информа цией о сибирских делегациях и венках из лагался взгляд на роль и место писателя в общественной и культурной жизни Сибири в связи с оценкой главных заслуг покойно го перед русской и мировой литературой, перед всем прогрессивным человечеством. В номере «Восточного обозрения» от 6 ок тября Добродушный Сибиряк (Н. М. Ядрин- цев) посвятил значительную часть «Сибир ского фельетона» характеристике «чувств- Сибиряка после похорон Тургенева». Здесь развивалась вы сказанная ранее мысль о том, что «в стране, где жизнь погружена в материальные интересы, где нет еще выс ших стремлений, где царит невежество и робкое угодничество, где один кумир — зо лотой телец, там более, чем где-либо, не обходимо развить человеческое достоинст во и водрузить иной кумир — человеческий гений, человеческую мысль. Краю, где пи сатель гоним, где он опозорен и унижен, полезно видеть пример, как отдаю т честь в других местах человеческому гению». Такие ж е, весьма злободневные для то го времени, раздум ья, вызванные широким общенародным чествованием памяти Турге нева, мы встречаем и в «Сибирском фелье тоне»: «Если в европейской России, в сто лице ее, уваж ение к литературе и писате лю только что нарождается, пробивает се бе дорогу (ведь это вторые величественные похороны после Достоевского), то что ж е сказать о нас, о Сибири, о ее литературных всходах. Н уж на ли нам литература? Где связь сибирских писателей с общ е ством, совершится ли когда-нибудь этот союз?» В минуты глубокой грусти, когда Д об ро душный Сибиряк размышлял о судьбе писа телей, «через несколько часов после похо рон Тургенева», в редакцию «Восточного обозрения» поступило письмо от неизвест ной особы, назвавш ей себя Сибирячкой. «На страницах вашего уваж аемого ж урнала, стоящего на страж е интересов моей родины (Сибири.— В. Г.), — писала Сибирячка,— хо тела бы я поговорить о понесенной нами мировой утрате... Я просто хочу вылить в этом письме все, что накипело на сердце...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2