Сибирские огни, 1968, №11
лекса), а оттуда — на Томск и Анжеро- Судженск. Н ачальником проектно-изыскательской экспедиции назначен Арвит Янович Мати- сон, принимавший участие и в строитель стве нефтепроводов и в изыскании трасс для трансевропейской «Дружбы» и линии У сть-Балык т—Омск. -— Н есмотря на очень сж аты е сроки,— говорит он,— я думаю , что как изыскатели, так и строители с заданием справятся. Но его, как тысячи томичей, волнует и другой вопрос: пойдет ли по этой ж е тр ас се и газопровод? Ученые говорят: да, это было бы выгодно. По расчетам специалистов, применение газа на Кузнецком и Западносибирском комбинатах на тех ж е площ адях увеличит выплавку чугуна и стали на сотни тысяч тонн в год, на полтора миллиона тонн со кратит расход кокса, высвободит много кок сового газа. В результате химические цехи только этих предприятий смогут дополнительно произ водить ежегодно более трех * миллионов тонн азотных удобрений! Но и это далеко не все. Ведь в непос редственной близости от газопровода ока ж утся десять крупных городов, в том числе Томск, Новосибирск, Кемерово, Н овокуз нецк и множество рабочих поселков. Значит, несколько миллионов лйэдей могут рассчи ты вать на дешевый газ для своих квартир «...Сегодня в стране в целом нет более эффективного для народного хозяйства неф- те- 'И газопровода, как тот, который идет вдоль Оби,— говорит академик А. Трофт- мук.— Эффективность этих вложений самая вы сокая в Советском Союзе для данной отрасли промышленности». Н адо сделать все возможное, чтобы этот экономический (пока расчетный!) эффект не «съели» ошибки в планировании, строи тельстве и снабжении. Комплексное и перс пективное планирование в масш табе всего Западно-Сибирского нефтегазоносного рай она становится необходимой задачей. Н О Т , н о т . . . Не так давно в ш тате Александровской конторы бурения появилась новая «едини ца» — инженер по научной организации тру да. П етру Николаевичу М аксакову, назна ченному на эту должность, пришлось начи нать с «нулевого цикла» — заказы вать ли тературу по НОТ. И, конечно, анализи ровать итоги года, обобщать передовой опыт. Кое-что удалось уже сделать. Раньше не редко на монтаж буровой уходил целый месяц. В лучшем случае — полторы-две не дели. Но вот начали работать по сетевому графику, и первую ж е буровую поставили за шесть дней. Общеизвестно: выполнять задан и я лучше и быстрее вовсе не озн а чает работать напряж еннее. Главное в том. чтобы научиться работать рационально и за мелочами видеть главное. Умение противостоять водовороту текучки и в то ж е время не прослыть бю рокра том — нелегкое искусство. Роман Владимирович Требе — невысокий, сухощавый и весьма энергичный человек — в любое время года вы глядит донельзя утомленным. Это понятно: буровые р а з бросаны на многие десятки километров, и каж д ая требует внимания, постоянного, ес ли можно так сказать, душевного контро ля. Хозяйство не только растет, но и услож няется. Много и других забог. То партий ное бюро, затянувш ееся чуть не до полуночи, то выступление на совещании «в районе». И так изо дня в день. К аж ется, все «надо». Все ж дут, что ска ж ет именно он, начальник экспедиции. В и т о ге 'ж е не успеешь оглянуться — летят дни, декады , месяцы... Впрочем, с приходом в экспедицию ново го секретаря партбюро Н иколая Григорье вича Нестеренко у Требса появился дея- -тельный помощник, и не только в партий но-политической работе. Николай Григорьевич по образованию геолог, а успел поработать и секретарем обкома комсомола и редактором А лександ ровской районной газеты и даж е председате лем крупного колхоза. Так что, как т в о р и т ся, организаторского опыта ему не занимать. Но ведь дело не только в Требсе и Н есте ренко. Экспедиция насчитывает около ты сячи челов'бк, среди них немало инженеров. Н а что и как тратятся их энергия, знания, опыт? Ж изнь заставляет задум аться и над этим. Н ефтеразведчик обязан хорошо подгото виться к «разбуриванию» новых площадей. Где бурить и на какую глубину, чтобы найти большую нефть быстрее и с меньши ми затратам и — нельзя решить без научно го анализа, без инженерного расчета. П ри ходится порой вычерчивать десятки ср ав нительных схем, строить и отвер:ать раз ные гипотезы. А успех этих расчетов зав и сит в первую очередь от точности исходных данных. И уж потом от опыта и смелости инженерной мысли. С лож на и очень ответственна работа спе циалистов нефтеразведки! А на пути к р е шению чисто инженерных проблем стоит еще немало таких трудностей, которые ни чем нельзя оправдать. По издавна слож ив шемуся порядку инженеры недопустимо много времени тратят на м алоквалифици рованную и несвойственную им работу х о зяйственников, диспетчеров, разного рода «толкачей» и даж е подсобников. Геологи цеха бурения, например, несколь ко недель описывали керн и отбирали об разцы в то время, как на эту работу им следовало затратить несколько часов. Н а что так расточительно расходовалось время специалистов? Оказы вается, они сами носи ли яшики с керном со склада, топили печь и отогревали керн. Затем , сделав- свое дело. \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2