Сибирские огни, 1968, №11
С амое лучшее врем я дл я подвоза грузов на буровые, особенно труб и горючего,— начало зимы, когда мороз схватит еще не заметенную сугробами землю. Но м еш а ют реки, густо изрезавшие край. Когда-то дож деш ься, чтоб лед смог вы держ ать мно готонные тракторны е поезда. И выход нашли. Р аз некогда ж дать, пока лед нарастет снизу, почему бы его не на расти ть самим, сверху? Только схватилась река, стали поливать трассы будущих дорог водой. По ледовой дороге через Обь первую машину Требе повел сам. Кстати сказать, несколько лет назад у него родилась мысль: а нельзя ли зимой пробиться в Н о восибирск напрямую — через тайгу и боло та? Ведь как бы тщательно ни исполнялись заявки на материалы и оборудование, все го не предусмотришь и на год вперед по рекам не завезеш ь. Первую колонну Требе тож е вел сам. Опыт удался. О походе сообщили многие газеты , в том числе центральные. Вслед за александровцами пробились в Новосибирск нефтеразведчики Васю ганья, и это дало 'повод опрометчиво решить, что теперь путь открыт. О казалось ж е, просто в ту зиму ударили ранние и сильные моро зы, и болота, лишенные снежного одеяла, замерзли. А потом процент удач стал рез ко падать. О днаж ды трактор геофизиков д аж е без груза вдруг на ходу стал тонуть в болоте. Не спасли ни скорость, ни вы держ ка и опыт водителя. Лю ди выскочили, а трактов погрузился в торф яное месиво на шестиметровую глубину. Пришлось звать на помощь водолазов. Четыре раза спус кались С. Тайлаш ев и В. Смирнов, прежде чем удалось на ощупь в болотной каш е з а крепить трос. Словом, если утверждение Б рокгауза и Эфрона о непроходимости здешних болот и устарело, то потому лишь, что человек становится все сильнее. Невесел пейзаж у новой буровой Н ико лая Зайдуллина. Лиш ь одинокий, порядком ощипанный ветрами кустик чудом уцелел рядом с вышкой. Но люди, работающие здесь, знают: недалек день, когда лягут на эту суровую землю асфальтированны е д о роги, а вокруг заш ум ят парки. Борьба с пространством Побывав на Советском месторождении, министр нефтедобывающей промышленно сти В. Д. Шашин, отвечая на вопросы к о р респондентов, сказал: — В 1969 году и томская и тюменская нефть долж на пойти на Омск одновремен но. К этому времени в Александровском районе необходимо создать такую пробную нефтяную промышленность, которая была бы способна наращ ивать обьем добычи п о , три — три с половиной миллиона тонн в год.» Н. К. Б айбаков назвал цифру в 20—25 миллионов тонн, которые надо получить в 1970 году. Д л я достиж ения такого уровня старейшему нашему промыслу — Бакинско м у — потребовалось целое столетие. А к 1980 году счет добываемой сибирской неф ти пойдет на сотни миллионов тонн. И это — не плод мечтаний. Расчеты уче ных уж е легли в основу проектов и прави тельственных решений. Но ведь добыча нефти и газа, строитель ство новых городов, а в конечном счете развитие всей экономики края не может опираться лишь на речной и воздушный транспорт. Необходимы дороги. Автомо бильные, железные. Г. М. Крж иж ановский в свое время писал: «Все сибирское строительство есть прежде всего борьба с пространством. В сякие иные подходы к вопросу, без учета этой основ ной проблемы, будут являться ошибочны ми». И дороги строятся, но ведут их разные министерства, и каж дое исходит из своих ведомственных планов и нужд. А это чре вато ошибками и просчетами. П рямо на север, к нефтяным районам, строится ж елезная дорога Асино — Белый Яр. Но даж е в таком солидном издании, как «Земля и люди, 1968», предназначение ее ограничивается лишь подвозом леса к Аси- новскому лесопромышленному комплексу. Кстати, дорога скоро вступит в строй, а комплекс, на строительство которого по требую тся многие годы, еще в стадии про ектирования. Сотни километров дороги С алехард — И гарка вот уж е более десятка лет ведут в «никуда», законсервированы и пока вовсе не учитываю тся в планах развития экономики Севера. Будет ли она продолж ением тр ас сы И вдель — Обь и вообще частью Севси- ба? Д л я наиболее рационального разм ещ е ния производительных сил в будущем это надо зн ать уж е сегодня. Когда и кто будет вести дорогу от Б ело го Яра на Колпашево и далее — на Алек сандровское? Своевременное решение этого вопроса тож е помогло бы избеж ать ошибок не только в перспективном планировании, но и в решении практических задач уж е се годня и завтра. Ведь «увязка» намеченных трасс нефтепроводов с ж елезными и авто мобильными дорогами дал а бы oi рамный экономический эффект. Н еф тепровод Александровское — Усть- Б алы к скоро вступит в строй. Госплан и Совет Министров РСФ С Р одобрили и про ект нефтепровода Александровское — К рас ноярск. Ж изнь | диктует необходимость по вернуть основной поток томской нефти на восток. По мощности это будет крупнейший нефтепровод: трубы такого диам етра еще не применялись в мировой практике. Вну шительна — 1200 километров — .и длина его. От С треж евого к Колпашеву он п о й дет по левому берегу Оби, затем повернет на Киреевск (где проектируется строитель ство гигантского нефтехимического комп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2