Сибирские огни, 1968, №11

С амое лучшее врем я дл я подвоза грузов на буровые, особенно труб и горючего,— начало зимы, когда мороз схватит еще не заметенную сугробами землю. Но м еш а­ ют реки, густо изрезавшие край. Когда-то дож деш ься, чтоб лед смог вы держ ать мно­ готонные тракторны е поезда. И выход нашли. Р аз некогда ж дать, пока лед нарастет снизу, почему бы его не на­ расти ть самим, сверху? Только схватилась река, стали поливать трассы будущих дорог водой. По ледовой дороге через Обь первую машину Требе повел сам. Кстати сказать, несколько лет назад у него родилась мысль: а нельзя ли зимой пробиться в Н о ­ восибирск напрямую — через тайгу и боло­ та? Ведь как бы тщательно ни исполнялись заявки на материалы и оборудование, все­ го не предусмотришь и на год вперед по рекам не завезеш ь. Первую колонну Требе тож е вел сам. Опыт удался. О походе сообщили многие газеты , в том числе центральные. Вслед за александровцами пробились в Новосибирск нефтеразведчики Васю ганья, и это дало 'повод опрометчиво решить, что теперь путь открыт. О казалось ж е, просто в ту зиму ударили ранние и сильные моро­ зы, и болота, лишенные снежного одеяла, замерзли. А потом процент удач стал рез­ ко падать. О днаж ды трактор геофизиков д аж е без груза вдруг на ходу стал тонуть в болоте. Не спасли ни скорость, ни вы ­ держ ка и опыт водителя. Лю ди выскочили, а трактов погрузился в торф яное месиво на шестиметровую глубину. Пришлось звать на помощь водолазов. Четыре раза спус­ кались С. Тайлаш ев и В. Смирнов, прежде чем удалось на ощупь в болотной каш е з а ­ крепить трос. Словом, если утверждение Б рокгауза и Эфрона о непроходимости здешних болот и устарело, то потому лишь, что человек становится все сильнее. Невесел пейзаж у новой буровой Н ико­ лая Зайдуллина. Лиш ь одинокий, порядком ощипанный ветрами кустик чудом уцелел рядом с вышкой. Но люди, работающие здесь, знают: недалек день, когда лягут на эту суровую землю асфальтированны е д о ­ роги, а вокруг заш ум ят парки. Борьба с пространством Побывав на Советском месторождении, министр нефтедобывающей промышленно­ сти В. Д. Шашин, отвечая на вопросы к о р­ респондентов, сказал: — В 1969 году и томская и тюменская нефть долж на пойти на Омск одновремен­ но. К этому времени в Александровском районе необходимо создать такую пробную нефтяную промышленность, которая была бы способна наращ ивать обьем добычи п о , три — три с половиной миллиона тонн в год.» Н. К. Б айбаков назвал цифру в 20—25 миллионов тонн, которые надо получить в 1970 году. Д л я достиж ения такого уровня старейшему нашему промыслу — Бакинско­ м у — потребовалось целое столетие. А к 1980 году счет добываемой сибирской неф­ ти пойдет на сотни миллионов тонн. И это — не плод мечтаний. Расчеты уче­ ных уж е легли в основу проектов и прави­ тельственных решений. Но ведь добыча нефти и газа, строитель­ ство новых городов, а в конечном счете развитие всей экономики края не может опираться лишь на речной и воздушный транспорт. Необходимы дороги. Автомо­ бильные, железные. Г. М. Крж иж ановский в свое время писал: «Все сибирское строительство есть прежде всего борьба с пространством. В сякие иные подходы к вопросу, без учета этой основ­ ной проблемы, будут являться ошибочны­ ми». И дороги строятся, но ведут их разные министерства, и каж дое исходит из своих ведомственных планов и нужд. А это чре­ вато ошибками и просчетами. П рямо на север, к нефтяным районам, строится ж елезная дорога Асино — Белый Яр. Но даж е в таком солидном издании, как «Земля и люди, 1968», предназначение ее ограничивается лишь подвозом леса к Аси- новскому лесопромышленному комплексу. Кстати, дорога скоро вступит в строй, а комплекс, на строительство которого по­ требую тся многие годы, еще в стадии про­ ектирования. Сотни километров дороги С алехард — И гарка вот уж е более десятка лет ведут в «никуда», законсервированы и пока вовсе не учитываю тся в планах развития экономики Севера. Будет ли она продолж ением тр ас­ сы И вдель — Обь и вообще частью Севси- ба? Д л я наиболее рационального разм ещ е­ ния производительных сил в будущем это надо зн ать уж е сегодня. Когда и кто будет вести дорогу от Б ело­ го Яра на Колпашево и далее — на Алек­ сандровское? Своевременное решение этого вопроса тож е помогло бы избеж ать ошибок не только в перспективном планировании, но и в решении практических задач уж е се­ годня и завтра. Ведь «увязка» намеченных трасс нефтепроводов с ж елезными и авто­ мобильными дорогами дал а бы oi рамный экономический эффект. Н еф тепровод Александровское — Усть- Б алы к скоро вступит в строй. Госплан и Совет Министров РСФ С Р одобрили и про­ ект нефтепровода Александровское — К рас­ ноярск. Ж изнь | диктует необходимость по­ вернуть основной поток томской нефти на восток. По мощности это будет крупнейший нефтепровод: трубы такого диам етра еще не применялись в мировой практике. Вну­ шительна — 1200 километров — .и длина его. От С треж евого к Колпашеву он п о й ­ дет по левому берегу Оби, затем повернет на Киреевск (где проектируется строитель­ ство гигантского нефтехимического комп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2