Сибирские огни, 1968, №11

дежный. Юноши и девушки строят дома, прокладывают трубы, бурят скважины. Из вчерашних учеников быстро вырастают прославленные мастера своего дела. Д елегат XV съезда ВЛКСМ Николай Бурды ко уехал на курсы мастеров. Его сменил Ахмед М агомедов — молодой буро­ вик, приехавший из «Дагнефти». Верховым . рабочим с трудовым стажем всего в два года стал Виктор Новосель­ цев. Буровик Анатолий Гусев приехал в Нефтеюганск с родителями, ходил там в школу, жил в палатке. Окончил 8 классов и вот приехал в Стрежевой создавать но­ вый промысел. Работой доволен, но ж ел а­ ет продолж ать обр азо ван и е— заочно. — П ока единственная трудность у пар­ ня,— улыбается Магомедов,— не знает, куда девать деньги: все ж е не так просто одно­ му тратить по две сотни рублей в месяц. Вот получит квартиру, познакомится с д е ­ вушкой — она ему поможет! Анатолий краснеет, отмалчивается... Пошла-а!.. Бескрайним морем разлилась Обь, подоб­ ралась к резервуарам , балкам, затопила многие скважины. Лиш ь по редким остров­ кам суши угадывались берега Пасола. Где начать добычу? Какой скважине суж ­ дено стать первой из первых? Выбор пал на двадцать седьмую. Я много раз бывал в этих местах и пом­ ню, как она строилась. Работой руководил прораб Иван Абакумович Пивоваров. Впрочем, и начальник монтажного цеха Алек­ сей Иванович Ермаков и начальник Сос- нинского участка Геннадий Николаевич Ярыгин загляды вали сюда чуть не каждый день: вышка находилась в каком-нибудь километре от базы. Бы вал здесь и главный геолог Евгений Евгеньевич Даненберг. Все они стояли у истоков нефтяной реки, что зашумит сейчас в трубах. ...Старший группы операторов И .‘М. Го­ лованов, проработавший на нефтепромыс­ лах около двух десятков лет, берется за ш турвал. Волнующие, незабываемые ми­ нуты. Резкий свист. Это попутный газ. Все прислушиваются. Тишина. И вот — шо­ рох. Мягкий, живой. Нефть пошла! — Пошла-а!.. Метрах в трехстах на берегу Пасола для нее готов первый резервуар. А на Оби уже ж дут танкеры. П ервая нефтяная навигация началась. И, как всякое большое дело, она несла не только радости, но и ставила но­ вые проблемы. О б ь— транспортная магистраль. Но ведь она ж е и «дом», для осетра, стерляди, нельмы, запасы которых и без того оскудс ли в последние годы. В свободные от вахты часы промыслови­ ки, наскоро перекусив, расходятся кто ку­ да: одни с руж ьями — на красавцев-селез- ней, д р у ги е— на ближние озера за кара­ сями. У домика, метрах в ста от буровой, уж е .разведен костер: » редкой бригаде не найдется специалиста по рыбацкой ухе или ж ареным на вертеле перепелам. Тем более, что концентраты и консервы, чго ни говори, а надоели до чертиков. Помнятся долгие ночные разговоры Ген­ надия Николаевича Ярыгина с буровыми ра. бочими о перспективах края. — Придется ученым и хозяйственникам подумать о рыбных запасах Приобья, нефть не долж на стать бичом природы,— бросил реплику кто-то. — Население края будет расти, и про­ довольственную проблему придется решать на месте: дорога у нас пока одна, д а и та, летняя — Обь,— вступил в разю вор другой. Ярыгин напомнил об одном неоцененном богатстве земли сибирской — горячем под­ земном океане. — Если сейчас вместо нефти ударит фон­ тан горячей воды, мы сочтем скважину пустой. А зря! Парниковое хозяйство на базе даж е одной скважины может дать немало овощей. По расчетам специалистов, затраты труда в парниковом хозяйстве можно снизить процентов на 30, а себестоимость — про­ центов на 25, если умело использовать торфопонику. Н а м алоразложивш емся тор­ фе Новосибирский сельхозинститут получа­ ет до 30 килограммов огурцов с квадратного метра. Но — увы! Работники северных ор- сов продолж аю т чего-то ж дагь. Чего? А просто: страна богатая — овощей приш­ лют... Д а, проблема дешевого местного продо­ вольствия год от года будет становиться острее, если не начать ее решение сейчас же. А нефть пошла. На первых порах не хва­ тало судов для перевозки нового, не ожи­ давш егося так скоро груза. Капитан букси­ ра «Лоцман» К анталев решил испробовать кильватерный счал: состав получился вдвое длиннее, управленце затруднилось, зато ход прибавился, Канталев радировал с пути: — Я «Лоцман», я «Лоцман»... Скорость на три километра в час выше обычной... Считаю: можно всем буксирам рекомен­ довать... * И вот газеты возвестили: «Первые сто тысяч тонн томской нефти 24 июля 1967 года в 10 часов утра в ре­ зервуар Александровского промысла посту­ пила 100-тысячная тонна нефти. 95 тысяч тонн из них отгружены государству». В повестку дня встал нефтепровод. В традиционном сообщении статистичес­ кого управления появилась новая строка: «Нефтепромысловое управление «Томск­ неф ть»— 149 процентов»... И пока изыскатели, проектировщики вели споры о будущих трассах нефте- и газопро­ водов, многотысячные отряды геофизиков и нефтеразведчиков продолжали поиск..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2