Сибирские огни, 1968, №11

мают, что большой вины на парне нет, просто не следовало его одного отпускать в опасный рейс. А тракторист, видно, хоро­ ший — все ж е привел машину в порядок после того, как она перезимовала подо льдом. И сопровождающие начальника специа­ листы обыденным тоном высказывают свои суждения, почему не пропал трактор: — Грунт песчаный, вода проточная... — Краска цела, вот и не рж авели части... Д л я них- это вполне рядовой случай. Д альш е вездеход ведет шофер. Сквозь гул мотора доносятся тяж елы е всхлипыва­ ния болота. Если смотреть на эти зыбуны сверху, из окна вертолета, они каж утся ровным цветущим лугом с бархатной травой-му- равой. По старым, довольно укоренившимся представлениям преодолевать водные пре­ грады могут только амфибии. И действи­ тельно, в половодье, когда обская пойма превращ ается в настоящ ее море, амфибии совершенно незаменимы. Но сейчас, в раз- 'гар лета, и «сухопутный» вездеход неплох. Вот его ходовая часть « даж е радиатор скрылись в мутном потоке. Кто-то подни­ мает в спешке не закрытый задний борт. Еще секунда — и вода хлынула бы в ку­ зов. Но теперь все в порядке: не сниж ая скорости, идем по заросш ему травой озеру. П одумалось: пож алуй, не случайно про­ тивникам академика Губкина так долго удавалось оттягивать начало поисков нефти в этих краях. Разведчики ведь не имели еще многого из того, что имеют сейчас. Не было у них, в частности, вертолетов или вот таких чудесных вездеходов. Вспомнилась беседа с Н. К. Б айбако­ вым — тогда министром нефтедобывающей промышленности СССР. Группа писателей Российской Федерации встретилась с ним весной 1964 года. — Третье Б аку с центром в Сургуте,— говорил министр,— будет в два-три раза крупнее второго. Нефтяной океан, по самым скромным подсчетам, простирается здесь на полторы тысячи километров по меридиа­ ну. Он будет давать нам примерно полови­ ну всей добываемой в настоящее время в стране нефти. Сургут уж е в ближайшем бу­ дущ ем станет городом нефтяников с дву х­ соттысячным населением... Антонина Коптяева, автор романа о неф­ тяниках Татарии, спросила тогда: а как же вывозить оттуда нефть, можно ли проло­ ж ить транспортный путь через тюменские болота? Министр пояснил: обычная дорога в этих местах — дело слишком дорогостоящее и т р у д о е м ч е . Понадобилось бы снимать с трассы 7— 10 метров торф а и делать насыпь высотой в десятки метров. — Будем строить дорогу на ж елезобе­ тонных сваях,— говорил он.— Один ш ага­ ющий кран может обеспечить укладку 60— 100 метров полотна дороги в сутки. Буровы е можно переносить, не демонтируя их. Например, с помощью дириж аблей, ко­ торые способны поднимать груз до 500 тонн... , И еще вспомнилась одна цифра, которую сообщил министр: к 80-му году наша стр а­ на смож ет получать семьсот миллионов тонн нефти — в два раза больше, чем д о ­ бывается сейчас в Соединенных Ш татах Америки. Разум еется, такой рост без «Третьего Баку» — немыслим. ...Наш путь леж ал дальш е — туда, где вышек пока еще нет, но они уж е обозна­ чены на карте. Вдруг появился вертолет и сел чуть впереди нас. Л етчик выскочил из кабины, Требе пошел к нему, они о чем-то поговорили, затем оба полезли в вертолет. Н ачальник экспедиции помахал нам рукой и крикнул: — З автра в три я долж ен быть в Н о ­ восибирске... Это было сказано совсем буднично и, может, поэтому стал о - особенно ощутимым, что, собственно, и Новосибирск и Москва теперь — рядом. Спустя несколько дней в Соснино приле­ тели первый секретарь Томского обкома партии Е. К. Лигачев, академик М. А. Л а в ­ рентьев и А. А. Трофимук. Чувствовалось: томская нефть вслед за тюменской полу­ чает признание в государственном масш ­ табе. Новосибирск и Томск, Кузбасс и Ал­ тай нетерпеливо ж дут александровскую нефть, васюганский газ. Здесь город заложен! Р азведка сокровищ земли томской и все­ го междуречья Оби и Енисея, в сущности, только начинается. А ведь добыча их по­ ставит десятки новых проблем: более мощ ­ ных нефтегазоносных площадей в нашей стране еще не открывали. В среднем по СССР из одного месторож ­ дения, вычерпанного «до дна», извлекают 10— 15 миллионов тонн, а в Соединенных Ш т а т а х— и того меньше. На новой, Со­ ветской, площади в Томской области р аз­ веданные запасы нефти значительно выше «среднего» уровня. Крупные размеры структур, уникальная многоэтажность нефтяных горизонтов д а ­ ют возможность добывать здесь самую д е­ шевую нефть. Стоимость подготовки струк­ тур для бурения, например, в Волжско- Уральском бассейне в 6—7 раз выше, чем в Западной Сибири. И хотя разведка и, как говорят геологи, приращение запасов продолж ается, в Том­ ской области уж е обосновалась контора пробного промышленного бурения. Нефть уж е меняет и все быстрее будет менять и облик сел, и ритм жизни, и самих людей. Вот почему то, что казалось преде

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2