Сибирские огни, 1968, №10
_ А-а! — оказала администратор,— У нас полгостиницы с такой профессией. И тогда я понял свое заблуждение: не великие стройки существуют для писате лей, а писатели— для великих строек. Понял и успокоился. Но это, повторяю, случилось уже в Дивногорске. А пока меня одолевала черная тоска. «Куда ты собрался, идиот? — спрашивал я себя,— В место, с которого уже давно сняты сливки, пенки и тому подобные вкусные вещи! В город, воспетый в с а гах и одах. Н а стройку, о которой писалиБорис Полевой иРоберт Рож дествен ский. Туда, где повседневно «куют железо» местный поэт Петя Ермолаев и состави тель «Потомков» Олесь Грек. И где сидит ужасный Демидчук!..» Вдобавок ко всему перед самым отъездом ко мне зашел наш заведующий отде лом очерка — главный подстрекатель этой поездки — и, отворачивая глаза, произнес: — О Бочкине... ( — Что о Бочкине? О начальнике строительства Бочкине в свое время писал такой-то (он назвал фамилию одного известного поэта). Так что, имей в виду. А больше он ни о ком не писал? — с убийственной иронией спросил я. — Писал,— вздохнул зав. отделом.— О главном инженере. — Так, может, мне лучше вернуть командировочное? — Нет,— сказал он.— Н адо ехать. И я поехал. Трудно, ох как трудно в наше время литератору пробиться в первовоспеватели подвига! Где-то геолог ударил киркой. Н авел теодолит топограф. Изыскатель задумчи во кинул камешек с крутого бережка в холодные струи Великой реки. Кинул ,и поду мал: «Здесь быть створу плотины». Однако' для широкой общественности данная гео графическая местность долго еще остается белым пятном. Немало пройдет времени, прежде чем эхо того самого первого удара киркой 'разнесется по всей стране, дока тится до планирующих органов и откристаллизуется, наконец, в строки правительствен ного постановления: «Начать строительство...» После этого в Н-скую местность немедленно устремляются представители много численных служб оповещения и запечатления. Л етят газетчики, шлифуя в голове на чальную строчку будущего репортажа — «Там, где еще недавно шумела вековая тайга», выгружают на дикий брег громоздкую аппаратуру деловитые кинодокумен талисты в строченых джинсах; прыгают с камешка на камешек бородатые худож ники с этюдниками под мышкой. Все торопятся как можно скорее отразить, зафикси ровать и увековечить начало очередного грандиозного строительства. И вот, когда табун обливающихся потом лидеров, тяж ело пыля, приближается к стройплощадке, навстречу им из зеленого вагончика — отдела кадров — выходит мо лодой человек в полинявшей ковбойке. В руках молодой человек держит заявление с непросохшей еще резолюцией «уволить по собственному желанию», а в кармане у него лежит билет на ТУ-104 до Москвы. Молодой человек, обскакал всех. Еще за полгода до правительственного поста новления, верстая надоевшую «районку», он «загнал в подвал» необычное объявле ние: «Краесветстрою требуются плотники-бетонщики, шофера, землекопы и дипломи рованный кочегар». «Вот оно!» — сказал себе молодой человек и, кое-как доверстав газету, бросился покупать резиновые сапоги. А сейчас он смотрит на дымящихся лидеров и весело усмехается. Пусть бегут. Пусть приезжают теперь Борис Полевой и Константин Симонов. У молодого человека в потертом чемоданчике уже лежит горяченькая повесть «Тайга отступает», подписан ная плотником-бетонщиком (И м я р е ф В «Юности» повесть оторвут с руками... Д а, история великой стройки! Когда-нибудь она ужмется в несколько абзацев и займет свое место в ряду прочих героических свершений нашего времени. Пока же она подрббна и многотомна. Она пишется каждый день. Пишется мастерками и виб раторами, залетными молодыми людьми в ковбойках и местными Пименами, сидящи ми на окладе старшего инспектора по труду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2