Сибирские огни, 1968, №10

и их матери белят классы, а отцы ремонтируют парты или возятся с отопительными батареями. Время необыкновенное. Мы в газетах читаем статьи живого Горь­ кого. Со страниц всех газет и журналов не сходят портреты ударни­ ков и героев, ставших известными за несколько часов. Все в стране кричит, поет, рассказывает о стройках, о цифрах добычи, о заво­ дах, о залежах, о шахтах, о новых плотинах. На стенах пестрят плакаты о соцсоревновании, об ударничестве и о темпах. Стройматериалов не хватает, рабочих — тоже. Не легко достать их и для ремонта школы. Но по-мужицки сметливый «Алеша» взял на учет всех родителей, которые занимали высокие посты. Иногда он, принарядившись, отправляется к ним в кабинеты и у одних раз­ добывает гвозди и краску, у других — известку и уголь. Досужие языки болтают, что «Алеша» даже на улице подбирает кирпичи или гвозди, дескать, в школе все пригодится. Но что бы там ни было, а к осени наша 11 школа имени Демьяна Бедного всегда блестит, нарядная, чистая. «Алеша» и половины не тратит из тех денег, которые отпускают ему на ремонт. — Государственную копейку нужно беречь,— внушает он родите­ лям на собраниях,— сами знаете, какое строительство идет! Но вот начинаются занятия, и похудевший за лето, пропахший кра­ ской, олифой, с мозолями на руках, неугомонный «Алеша» появляется в классе с охапкой скрученных в трубки карт. Он — в черном, уже начавшем рыжеть, костюме, небольшого роста, с помятым лицом, с темными пятнами под глазами. У него привычка почесывать кончик носа. Прижмет большой палец к ноздре, а указатель­ ным быстро-быстро почесывает. Этим почесыванием он выражает и гнев, и радость, и недоумение, и досаду. . Он преподает у нас географию. Океаны, Африка, Америка, Сецер- ный полюс, горы Тянь-Шаня — куда он только не заманивает нас, какие только места не оживляет на картах, развешанных по стене. Иногда «Алеша» устраивает, придуманные им, уроки техники. На них мы должны что-нибудь изобрести. Класс затихает, мы что-то чертим, ломаем голову, шепотом спорим, а «Алеща» одобрительно почесывает кончик носа и смотрит на нас уста­ лыми, насмешливо-ласковыми глазами, а то подсядет к кому-нибудь и начнет обсуждать придуманное, делать вычисления, вспоминать разные здконы физики, механики. Помню, я все бился над электрическим «штопором», который бы ввинчивался в землю и быстро высверливал ямы для телеграфных столбов и для деревьев. Я рисовал этот «штопор» в виде огромного шнёка, как у мясорубки. А Додька... Он оставался верным себе! Он вдохновенно создавал чертеж такой табуретки, которая могла бы превращаться в стол. Ничего у нас не получалось? Беда не велика! Главное приучить на­ шего брата фантазировать, работать головой, чертить, кое-что смыслить в законах механики и пробудить вкус к технике. Она ведь все больше и больше заполняет человеческую жизнь. «Алеша» хватался за любое проявление хоть каких-нибудь способ­ ностей у нас. В Додьке он первый почувствовал будущего журналиста и сделал его редактором стенгазеты, заставлял писать в пионерскую газету «Юный ленинец».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2