Сибирские огни, 1968, №10
аэродромы на лесной полянке, свой первый взлет на солнечный восход. ...Стоят в одной шеренге на стоянке ПО-2 и реактивный самолет. Здесь нет еще примет своего поэтиче ского почерка, но есть хотя бы приметы биографии. Гусев, летчик по профессии, знает летную жизнь «изнутри», о ней он умеет сказать просто, без затей, точно пе редавая то или иное переживание. Там же, где он пускается в общие декларации о поэзии, о «роли певца», о «ветре столетий», получается ходульно и примитивно. Это та самая «супергражданственность», которая оставляет читателя абсолютно равнодуш ным. В «Синегории» горноалтайца А. Эдоко- ва можно отыскать хорошие страницы. Он знает алтайский быт, природу, наделен юно шеской пылкостью. Но, по молодости, на ивности, он еще и не пытается осмыслить увиденное сам, а пользуется в своих сти хах готовыми мыслями, поэтическими «хо дами», хотя в подражании кому-нибудь од ному его не обвинишь. Было бы, пожалуй, даже лучше, если бы такое обвинение ока залось возможным: хлеб учения питатель ней, если принимаешь его из первых, а не из третьих, или четвертых рук. Пожалуй, больше всего самостоятельно сти в сборнике В. Казакова. Его стихи по- свяшены тайге, тем нелегким путям, кото рые поокладывает в ней человек, сибирско му селу Автору хорошо ведом горьковатый запах полыни: Он в кровь вошел. Он понимать заставил беду чужую и чужое: ж-и-ть! Он навсегда в душе моей оставил Непримиримость даже к малой лжи.„ В книжке есть искренние, идущие из глубины души строки. Но очень уж мешает В Казакову недостаток вкуса. Печать без вкусицы лежит на многих стихотворениях, которые задуманы неплохо. Сплошь и ря дом встречаются перлы, вроде: Но разве о чувствах расскажешь Двустволкой и то юром? Или: «Ходит девочка космачом» (?!). О пользе чувства ненависти автор выра жается так: Ненавижу покатых, арендующих свет. Верю: ненависть свята во рее времена. И нельзя ее прятать в золоченых ножнах. Более чем туманные идеи облекаются в кое-как подогнанный набор слов... У В. Верютина и Г. Рябченко таких яв ных оплошной ей гораздо меньше. Верютин пишет о любви, Рябченко занимают различ ные моральные и нравственные проблемы, о которых он высказывается с журналист ский определенностью. Оба они довольно гладко формулируют свои мысли, находят уместные образы, сравнения, их стихи, ка залось бы, и не за что особо критиковать. Но — волнения они не вызывают, прочитав и даже одобрив какое-то из стихотворений, тут же забываешь, о чем оно. Нет свеже сти восприятия жизни, нет своей интона ции, нет характера. И значит— пока что нет и поэта... VI Разговором о первом сборнике «Я уже здесь была» Веры Захаровой — оператора Ангарского нефтеперегонного завода, заоч ницы Литературного института — хочется закончить эти заметки о молодой поэзии Сибири. «Вера Захарова молода на самом де л е— ей двадцать лет, она делает первые шари,— пишет в своем предисловии к этой книжке поэт Марк Сергеев,— И все же в каждом стихотворении слышен ее уже крепнущий голос. Сгихи Веры Захаровой не оставляют человека равнодушным, по тому что, кроме одаренности, чувствуется за легко летящими строфами большая ис кренность». Хорошие, добрые слова! Но как бы 'ни понятно было нам стремление стар шего товарища, профессионального литера тора поддержать первый сборник В. З ах а ровой, оценка его, увы, непомернц завыше на. Поспешность, с которой Восточно-Си бирское издательство предоставило место этой книжке в своих планах, говорит о не требовательности, о том, что в его понима нии высокое звание «молодой поэт» как раз и носит «весьма отвлеченный характер». Вера Захарова, конечно, не лишена спо собностей. Она чувствительна, откровенна, весьма эмоциональна. Ты не знал, ты не знал. Ты. конечно, не знал. Что отныне доверен одной только мне. И гудя г. и гудят, и гудят в вышине. Как шмели, золотые и злые глаза. Ты бродил, и бродил, и бродил в темноте. Не боялся, что я не найдусь, промолчу. Я тебя проучу и глаза приручу. Чтобы каждому глазу по тихой звезде... Неплохое стихотворение, вполне достой ное опубликования, хотя отметим в скоб ках, и присутствует в нем прямая калька из А. Вознесенского: «Твои зубы смелы, в них усмешка ножа, и гудят, как шмели, зо лотые глаза». Но во т— другое стихотво рение: Зачем мне светлая волна Чужих, соленых глаз? Краду последнее v вас, Когда и так полна. И трудно плачу и люблю И твердо чту обряд. Зачем но зернышку коплю? Чтоб разом потерять? Когда-то вылью все равно Под ноги вам —зачем? — Сполна и всю себя —по дно* А вам не нужно и смешно,— . И окажусь ни с чем. И так далее, и тому подобное... Любая строчка вызывает здесь недоумение. Ноче-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2