Сибирские огни, 1968, №10

точно глубоко. Часто, найдя хороший об­ раз, подробность, он не знает, чем запол­ нить все стихотворение, чем его завершить. Он или произносит банальность, или никак стихи не заканчивает. Поэту еще предсто­ ит докапываться до глубинных пластов жизни. Книжка третьего автора «Старта» — Михаила Антохина — называется «Работа». И здесь мы сталкиваемся с рабочей темой, с трудовой биографией пишущего, со сти­ хами о труде — физическом и творческом. Закономерен для Антохина — строителя Академгородка, каменщика, штукатура, ма­ стера — этот круг тем. Закономерен, ко­ нечно, и пафос, который он вкладывает в свои стихи «Работа», «Бульвар молодежи», «Баку», «Птиц крикливые стада...» и др. Однако Антохину можно адресовать и серьезные упреки: приверженность к напы­ щенному слову, громоздкой фразе, недо­ статок художественного вкуса. Нельзя пи­ сать так: Слышал — поговаривают: Маяковский и вы Тяжеловаты для чтения. Что они смыслят, когда из травы Не могут выпутаться, почтенные! Кто поговаривает? Из какой травы? Кто такие «почтенные»? Среди подобных сло­ весных загадок едва ли не теряются крупи­ цы подлинной поэзии, хорошие строчки, которые попадаются у Антохина. Сумел же он в стихотворении «Деревня»— оно, на мой взгляд, в сборнике лучшее,— сказать: Там в зеленых, в синих, в малиновых бликах ждут меня, как сына, чуткие калитки... Чуткие калитки! Тонкая, красивая де­ таль. Значит, «искра божия» есть. Но необ­ ходима большая работа и — литературная учеба. И, наконец, несколько слов о книжке «Поселок Глубокое» Владлена Шустера, журналиста из Томска. Шустера представляет читателям Васи­ лий Казанцев: «Мне нравятся стихи Влад­ лена Шустера. Чтение их представляется мне разговором с весьма интересным собе­ седником». С этой оценкой можно, пожа­ луй, отчасти и согласиться. Но лишь отча­ сти. Владлен Шустер интеллигентен в своих стихах, так же, как Станислав Федотов, на-' пример, или Галина Шпак. К тому же он тоже владеет определенным умением — на­ ходит эффектные концовки, современные образы. Стихи его «читабельны». Вот хо­ тя бы это, написанное верлибром: Биографию Гарсиа Лорки Я не стал дочитывать до конца. Искренне полагая, Что жизнь поэта — беспредельна. Теперь для меня в Мадриде Живет веселый поэт Фредерико, Соберусь И летом махну в Испанию, Если франкисты пустят Советских туристов. Будем петь. Пить, Целовать смеющихся женщин. О стихах спорить. Как подобает живым поэтам... Что называется, культурные стихи, сви­ детельствующие вроде бы о начитанности, осведомленности, интеллекте автора. Но что-то в них невольно настораживает, ка­ кая-то искусственность, надуманность. Ну, конечно же: «Биографию Гарсиа Лорки я не стал дочитывать до конца...» — увы, хитрит стихотворец. Прекрасно знает он, как жил и умер Лорка, прекрасно все «до­ читал до конца», иначе и стихов этих пи­ сать не стал бы! В других случаях Шустер «придумывает» удачнее.- Но его книжке не­ достает характера, индивидуальности, вот почему — и здесь можно поспорить с Ва­ силием Казанцевым — далеко не всегда ин­ тересно то, что говорит Шустер. Можно сказать, что он принадлежит к довольно распространенному в наше время типу мо­ лодого поэта — идущего от книги, от сту­ денческого спора, от эрудиции, покуда еще органически не сливающейся с талантом, поэтически не претворенной. ...Вообще говорить о книжках, вошед­ ших в кассеты, нелегко, потому что напи­ саны они людьми очень разными — и по талантливости и по отношению к действи­ тельности. Очевидно, о достоинстве кассе­ ты в целом следует судить по тому, от­ крывает ли она нам какое-нибудь новое (и не просто новое, а перспективное) имя. О первой кассете, выпущенной Алтай­ ским книжным издательством «Сибирские огни» уже отзывались. Во вторую кассету вошло пять первых книжек, принадлежа­ щих перу Г. Рябченко, В. Казакова, В. Ве- рютина, А. Эдокова, Ю. Гусева. Все это люди в возрасте двадцати пяти — тридцати лет: инженер, журналист, комсомольский работник, летчик (о Верютине почему-то ничего не сообщено, об остальных даны краткие автобиографические справки). Что сказать об этом конгломерате пер­ вых выступлений в поэзии? Если охватить их единым взглядом — остается впечатле­ ние заурядности, неяркости. Листаешь сборники-альбомчики и отмечаешь про се­ бя: не ново, уже читано где-то, и не раз читано, скучно... Низок уровень мастерства. Возникает мысль, что книжки плохо отре­ дактированы, составлены без надлежащего отбора (общественная редакционная колле­ гия: Л. Мерзликин, Н. Черкасов, М. Юдале- вич). Конечно, по три-четыре (и не более У неплохих (и не более!) стихотворений най­ дется в каждой книжке. Вот, например, у Юрия Гусева: Покинув герметичные кабины, оставив в небесах волнистый след, увидели со стороны долины знакомый с детства, милый силуэт* Верхушки сосен чуть не задевая, притопал к нам заплатанный ПО-2, и летчики, машину окружая, припомнили мальчишечьи года:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2