Сибирские огни, 1968, №10
точно глубоко. Часто, найдя хороший об раз, подробность, он не знает, чем запол нить все стихотворение, чем его завершить. Он или произносит банальность, или никак стихи не заканчивает. Поэту еще предсто ит докапываться до глубинных пластов жизни. Книжка третьего автора «Старта» — Михаила Антохина — называется «Работа». И здесь мы сталкиваемся с рабочей темой, с трудовой биографией пишущего, со сти хами о труде — физическом и творческом. Закономерен для Антохина — строителя Академгородка, каменщика, штукатура, ма стера — этот круг тем. Закономерен, ко нечно, и пафос, который он вкладывает в свои стихи «Работа», «Бульвар молодежи», «Баку», «Птиц крикливые стада...» и др. Однако Антохину можно адресовать и серьезные упреки: приверженность к напы щенному слову, громоздкой фразе, недо статок художественного вкуса. Нельзя пи сать так: Слышал — поговаривают: Маяковский и вы Тяжеловаты для чтения. Что они смыслят, когда из травы Не могут выпутаться, почтенные! Кто поговаривает? Из какой травы? Кто такие «почтенные»? Среди подобных сло весных загадок едва ли не теряются крупи цы подлинной поэзии, хорошие строчки, которые попадаются у Антохина. Сумел же он в стихотворении «Деревня»— оно, на мой взгляд, в сборнике лучшее,— сказать: Там в зеленых, в синих, в малиновых бликах ждут меня, как сына, чуткие калитки... Чуткие калитки! Тонкая, красивая де таль. Значит, «искра божия» есть. Но необ ходима большая работа и — литературная учеба. И, наконец, несколько слов о книжке «Поселок Глубокое» Владлена Шустера, журналиста из Томска. Шустера представляет читателям Васи лий Казанцев: «Мне нравятся стихи Влад лена Шустера. Чтение их представляется мне разговором с весьма интересным собе седником». С этой оценкой можно, пожа луй, отчасти и согласиться. Но лишь отча сти. Владлен Шустер интеллигентен в своих стихах, так же, как Станислав Федотов, на-' пример, или Галина Шпак. К тому же он тоже владеет определенным умением — на ходит эффектные концовки, современные образы. Стихи его «читабельны». Вот хо тя бы это, написанное верлибром: Биографию Гарсиа Лорки Я не стал дочитывать до конца. Искренне полагая, Что жизнь поэта — беспредельна. Теперь для меня в Мадриде Живет веселый поэт Фредерико, Соберусь И летом махну в Испанию, Если франкисты пустят Советских туристов. Будем петь. Пить, Целовать смеющихся женщин. О стихах спорить. Как подобает живым поэтам... Что называется, культурные стихи, сви детельствующие вроде бы о начитанности, осведомленности, интеллекте автора. Но что-то в них невольно настораживает, ка кая-то искусственность, надуманность. Ну, конечно же: «Биографию Гарсиа Лорки я не стал дочитывать до конца...» — увы, хитрит стихотворец. Прекрасно знает он, как жил и умер Лорка, прекрасно все «до читал до конца», иначе и стихов этих пи сать не стал бы! В других случаях Шустер «придумывает» удачнее.- Но его книжке не достает характера, индивидуальности, вот почему — и здесь можно поспорить с Ва силием Казанцевым — далеко не всегда ин тересно то, что говорит Шустер. Можно сказать, что он принадлежит к довольно распространенному в наше время типу мо лодого поэта — идущего от книги, от сту денческого спора, от эрудиции, покуда еще органически не сливающейся с талантом, поэтически не претворенной. ...Вообще говорить о книжках, вошед ших в кассеты, нелегко, потому что напи саны они людьми очень разными — и по талантливости и по отношению к действи тельности. Очевидно, о достоинстве кассе ты в целом следует судить по тому, от крывает ли она нам какое-нибудь новое (и не просто новое, а перспективное) имя. О первой кассете, выпущенной Алтай ским книжным издательством «Сибирские огни» уже отзывались. Во вторую кассету вошло пять первых книжек, принадлежа щих перу Г. Рябченко, В. Казакова, В. Ве- рютина, А. Эдокова, Ю. Гусева. Все это люди в возрасте двадцати пяти — тридцати лет: инженер, журналист, комсомольский работник, летчик (о Верютине почему-то ничего не сообщено, об остальных даны краткие автобиографические справки). Что сказать об этом конгломерате пер вых выступлений в поэзии? Если охватить их единым взглядом — остается впечатле ние заурядности, неяркости. Листаешь сборники-альбомчики и отмечаешь про се бя: не ново, уже читано где-то, и не раз читано, скучно... Низок уровень мастерства. Возникает мысль, что книжки плохо отре дактированы, составлены без надлежащего отбора (общественная редакционная колле гия: Л. Мерзликин, Н. Черкасов, М. Юдале- вич). Конечно, по три-четыре (и не более У неплохих (и не более!) стихотворений най дется в каждой книжке. Вот, например, у Юрия Гусева: Покинув герметичные кабины, оставив в небесах волнистый след, увидели со стороны долины знакомый с детства, милый силуэт* Верхушки сосен чуть не задевая, притопал к нам заплатанный ПО-2, и летчики, машину окружая, припомнили мальчишечьи года:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2