Сибирские огни, 1968, №10
ров. Известно, что такие кассеты издава лись во Владивостоке, Хабаровске, Иркут ске и других городах. Вот уже третий раз и Западно-Сибирское книжное издательство представляет читателям новые имена под общим флагом кассеты «Старт». Мы помним «Старты» 1965 и 1966 го дов. В них дебютировали Н. Грехова, В. Обозенко, В. Крещик, М. Шляев, С. Фе дотов, Г. Карпунин, Б. Тучин, В. Калиш, Е. Миронова, С. Заплавный, А. Саулов. Не все книжки, особенно во втором «Старте», оказались одинаково удачны и перспектив ны. Но все же это была по-настоящему мо лодая поэзия, не в иносказательном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Как мы видим, большинство авторов первых «Стартов» продолжают успешно ра ботать, закрепляя свои йозиции в литера туре. В конце шестьдесят седьмого года в Но восибирске появился еще один «Старт». Была поддержана традиция, хотя для это го потребовались немалые усилия. Ощуща лась нехватка молодых поэтов «стартового» возраста. И в кассету пригласили людей, которых нельзя в полной мере назвать де бютантами', а их возраст смело можно счи тать зрелым. Разумеется, нет ничего страш ного в том, что человек выпустил свой пер вый сборник не в дв-адцать лет, а где-тб на середине четвертого десятка. Но правомер но ли тогда его выступление именно иод маркой «Старта»? Может быть, в таком слу чае уместнее другая форма представления его читателям — в отдельной книжке, в кол лективном сборнике, в зависимости от сте пени зрелости? А марку «Старта» издатель ство могло бы «попридержать» и использо вать несколько позднее по прямому ее на значению. Но как бы то ни было, кассета вышла в свет, и говорить о ней надо. Наиболее весомым, несомненно, являет ся «Просторечие» — сборник самого старше го из четверки — новосибирца Анатолия Чернышева, стихи которого не раз публи ковались в «Сибирских огнях», в журнале «Октябрь», на страницах различных газет. Чернышев печатается давно и уже завоевал интерес и доверие читателей. О герое Чернышева можно сказать впол-. не определенно: это горожанин, рабочий большого завода. Сам не мало простояв ший за станком в заводском цехе, Черны шев пишет о своем герое с любовью и пониманием, все его стихи так или иначе окрашены знанием внутреннего мира тру женика. Труд для него — неотъемлемая часть жизни, существования, самой его че ловеческой сущности. Вот он целый день нарезает болты — примитивная для квали фицированного рабочего, скучная, однооб разная работа, он устал, равнодушной, к а залось бы, рукой кидает продукцию в об щую кучу... А свалили в телегу их грузно, и они покатили, звеня, стало, знаете, чуточку грустно — увозили частицу меня. Глубокое уважение к трудящемуся че ловеку рождают лучшие стихи Черныше ва — «Молоко», «Я лес рубил», «Учител- ка», «Картошка» и другие. Впрочем, автор совсем не намерен идеализировать своего лирического героя, он понимает, что жизнь сложна, что в ней все еще находится ме сто обидам, горечи, минутам слабости. Но он приемлет эту жизнь со всеми радостя ми и горестями. Я жил всегда надеждою на что-то. жил ожиданьем, как живут в пути, и думал, что житейские заботы останутся когда-то позади. Теперь не то. Теперь все чаще, чаще оглядываюсь в прожитые дни. Встает моих переживаний чаща, и почему-то дороги они. И первая любовь меня волнует, и первая потеря — вся моя. Свою беду, пусть горькую, земную, не уступлю кому другому я. Не отрекусь. По мелочам, по крохам не растеряю собственное я. Уж как жилось там —хорошо ли, плохо —» а все жилось, плыла моя ладья. Есть в книжке чистые, сильные стихи о любви, о женщинах — «Девчонки», «Первая любовь», «Вдруг все во мне затихнет и по меркнет...». Есть и другие удачи. Некото рую тревогу внушает только, что эти уда чи принадлежат прошлому, книжка в ос новном составлена из старых стихотворе ний. Более поздние — слабее («Газеты», «Творчество», «Ах, отцы командиры...»)... Совсем новых стихов в сборнике почти нет. А ведь доверие читателя поэта обязы вает... В недавнем прошлом монтажник, взрыв ник, а ныне журналист, Владимир Старо дубцев, другой автор «Старта», работает в том же русле, что и Крещик, Макаров. Издревле русский сын Земли Оратай был — Великий пахарь. Всегда с ним рядышком росли И хлеб насущный И рубаха. И сейчас, стоит поэту увидеть, как про ходит на «умной машине» первую борозду современный пахарь, он испытывает глубо кое волнение: Стою у первой борозды И слышу голоса столетий, И помыслы мои чисты И святы. Словно дали эти... Стародубцев мягок, лиричен. У него тон кое поэтическое чутье. В окружающем, осо бенно в природе, он умеет подметить неж нейшие переливы красок, запахов. Старо дубцев вообще чуток к звучанию слова, ж доброму юмору, в этом отношении его книжка «Добрый день вам» очень симпа тична. Но Стародубцеву зачастую не хва тает умения осмыслить увиденное доста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2