Сибирские огни, 1968, №10
Накажи за неубранный хлеб на поля** Накажи за порубленные тополя. Накажи за небрежность. За ложь накажи. Накажи за оставленные рубежи. Накажи! И дурак себя выдаст. озлобясь* Накажи! Оробевший забудет про робость. Накажи! Не солжет тебе прежде солгавший, и насадит сады тополя вырубавший. Если хочешь добоа на земле, накажи! Кто со мной не сргласен? Приди, докажи! Ключевое стихотворение! Жестокое? Спорное— особенно на фоне многочислен ных стихов о доброте? П^иди, докажи! В сборнике Владимира Обозенко не ма ло хороших стихов — «Изыскатели», «Уеха ла мама», «У человека не было друзей», «Ты зачем опоздала...», «Весна». «Люби мая». Но... немало и стихов, написанных дилетантски, строф, вроде тех, какие при водились в начале нашего разговора об этой книжке,— не оригинальных, повторяю щих где-то слышанное. Если бы автор не включал в книжку такие вещи, как «Наш век», «Стихи о тревоге», «Любви, считаю, не везло», она бы от этого только выиграла... Сборник Галины Шпак «Импровизация» во многом необычен. Трудно было бы воз разить гому, кто упрекнул бы его в сбив чивости речи, тем бол.ее — в неровности, в какой-то нервной восторженности. Но тем не менее поэтический дебют новосибирской жуцналистки можно и нужно признать яв лением заметным на поэтическом гори зонте. Автор пишет взволнованно, «взахлеб», торопясь поделиться нахлынувшим чув ством. Речь его порой действительно сбив чива, но эмоциональный заряд неизменно попадает в цель—.в сердце читателя. В книжке «Импровизация» тоже бьется пульс большого города. Он не стихает да же но^ью, когда особенно стремительно «мчатся по гудрону легкие машины» и громко, не стесняясь, переговариваются о своих делах моторы... Беззащитны окна,— глохнут словно уши. Не успеют охнуть.— снова: «Слушай, слушай». Вечная команда вечных скоростей! Город не уложишь вовремя в постель. А в это время в Академгородке-— Дома, притихшие но сне, окном воскликнут, встрепенутся. Мелькнет огонь летящим блюдцем, метнутся тени по стене — и снова тихо. Ночь ведут таинственные Альфа. Бета, Летят сквозь темень взгляды света и освещают институт,* Взгляды света! Хорошая метафора. Галина Шпак владеет оОразной речью. Пе релистайте книжку страница за страницей — почти в каждом стихотворении память обязательно за что-нибудь зацепится — за удачное сравнение, неожиданный эпитет, сопоставление. Пусть забудутся потом сти хи,— образ, строчка останутся. Земля с вы соты .летящего самолета кажется поэтессе «вечно-вечным конвейером», жилые дома, как колонны солдат, идут за горизонт, и вслед им Флагом телемачта машет — готова броситься вослед, как жеыдтшы военных лет.., А, когда зимой буранит, весь город за верчен в гигантской «центрифуге»... В этой книге трудно выделить вещи лучшие и перечислить худшие: так перепле тены в стихах Шпак их достоинства и не достатки. Пожелать ей Орльше четкости, уравновешенности? Исчезнет обаяние, непо средственность. Ьидимо, в дальнейшем на до просто строже относиться к самой себе, не допускать невнятицы, небрежности, ко торые иногда проскальзывают следом за хорошими строфами; может быть, стоит от казаться or неудобочитаемых «ломаных» ритмов, которые автор любит, может быть, следовало бы чаще улавливать грань, за которой взволнованность переходит в эк зальтацию... И еще одно хочется сказать, завершая разговор об «Импровизации», этой привле кательной в целом, необычной творческой заявке: книжка ценна тем, что в ней про-' глидывается человеческая судьба. Она яв но складывалась нелегко, были и потери, и разочарования, но лирическая героиня Га лины Шпак на редкость жизнестойкий то варищ. Ей свойственна широта взглядов, и собственные огорчения никогда не заслоня ют от нее доброты мира, его многообразия, его чудес. Она воспринимает эти чудеса удивленно, благодарно, умея увидеть праздник и в путешествии на самолете, и в походе на городской пляж, и в' общении с веселой компанией студен те в тамбуре зеленой электрички, и в концертном зале... Этой героине веришь, когда она объяв ляет вдруг озорно и молодо: Сброшу туфли — не доверю каблукам, босиком пройдусь по самым облакам. Проплывают они в лужах дождевых* Я касаюсо их — веселых и живых!*. v Обилие пишущих вызывает к жизни но- •ые формы изданий. Сейчас уже не ска жешь, где впервые родилась идея поэтиче ских кассет — своеобразных конвертов-об ложек, в которых объединяются первые са мостоятельные выступления молодых авто У \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2