Сибирские огни, 1968, №10
поначалу взглядом мимо фамилии автора, все же безошибочно можно сказать: это Карпунин! Его рука. В подборке особенно хочется отметить последнее стихотворение, где есть любопытные раздумья над тайна ми творческого процессу. В один прекрас ный день поэту попадается в руки старая голубая тетрадка. Там его первые опыты — неуклюжие, неумелые, но порожденные по рывом свежего сильного чувства. Поэту, уже несколько понаторевшему в своем ис кусстве, приходит желание переписать эти стихи. Ну что ж, за дело! Лосгкшим! С моей-то нынешней сноровкой!.. Начало есть, так завершим Нго блестящею концовкой! Но... старый стих не поддается передел ке. Он упрямо хранит вложенное когда-то в него душевное движение. И не приемлет новых слов. Так и лежит он много лет В той школьной голубой тетрадке. Чем он живет? Достоинств нет, Одни сплошные недостатки. Но он живет без ног, без рук. Дожди, погода ли сухая — Он заворочается вдр'уг. Совсем как человек, вздыхая! Да,, живое дыхание присутствует в поэ зии Геннадия Карпунина, в этом ее при влекательность, ее секрет. ...Хорошо начинать так, как начали в литературе Плитченко и Карпунин! Ill Читая стихи молодых поэтов Сибири, от четливо различаешь два основных «типа» лирических героев. Один из них — потом ственный житель большого современного города, где стремительно возникают новые кварталы, новый быт, где ежеминутно ощу щается пульс двадцатого века. Этот ге рой— интеллектуал, интеллигент, мысли тель. Он любит книги, музыку, городской шум. Это «шестидесятник», его появление и активное самоутверждение связано с бур ным ростом сибирских городов, науки, культуры. Другой герой,— в тот момент, когда мы с ним встречаемся, он, как правило, тоже горожанин,— через всю свою жизнь, дела, думы проносит непреходящую любовь к де ревне. Он связан с ней кровно — происхож дением, юностью, неизменными симпатиями. Мало того, он видиг здесь первооснову нравственных начал общества. Если иметь в виду второе, «сельское» начало, то здесь прежде всего надо ска зать о Викторе Крешике, молодом новоси бирском поэте, недавно выступившем со второй книжкой — «Красная трава». На кемеровском семинаре молодых пи сателей Урала и Западной Сибири стихи Виктора Крещика получили высокую оцен ку. В частности — такого взыскательного мастера, как Ярослав Смеляков. Помнится, были некоторые опасения, что Крещику, молодому сельскому инженеру, пожалуй, еще рановато переходить на «профессио нальные рельсы», что он еще не «созрел» для этого. Но вот перед нами — творческий итог последних трех лет: книга. Скажем сразу — хорошая книга, отнюдь не разоча ровавшая нас в поэте, хотя есть в ней и отдельные неудачи. Крещик пишет о деревне. То ли слева. То ли справа. Но доносится вопрос. Говорят: — Ну что ты,- право. К этой селыцине прирос? Это строчки из «Лирической хроники», очень важной для понимания индивидуаль ности поэта. Он горячо отвечает своим вопрошателям: И вспоминает дальше, как открывал он для себя жизнь во всей ее красоте на бе регу луговой речки, как горчила на губах полынь в дни сенокоса, как собиралась по вечерам в сельском клубе молодежь, чтобы посмотреть старый фильм об Ильиче... На заштопанном экране. В затемненной тишине, Ленин думал о стране. Видел он — Идут босые. Ведал, лоб наморща свой,— Глубиной живет Россия, Неподкупной глубиной. Неподкупная глубина России! Такой ви дит Крещик деревню, и эта тема служит для него постоянным источником вдохнове ния. В сборнике много по-настоящему хо роших стихотворений: «Монолог трактори ста», «Любка», «Березовый сок», «Мы в отпуске», «Красная трава», «Россия» и др. О них можно смело сказать, что они при надлежат не только одаренному, но и про фессиональному поэту. Однако Крещик пи шет очень неровно. Подобный упрек, разу меется, можно адресовать едва ли не вся кому молодому, да и не только молодому, поэту. Но у Крещика эта неровность осо бенно очевидна. Рядрм с очень хорошими, поэтически точными строками зачастую бросается в глаза небрежность, неряшли вость, что для него уже непростительно. Тем более, что Виктор Крещик склонен к философским обобщениям, а ведь они тре буют особой точности выражений. Огорчает стихотворение, заключающее сборник,— «Потом ни словом не отвечу». Что хотел сообщить нам здесь поэт — едва ли внятно даже ему самому: Не родился я в сорочке. А в сорочьем царстве — был. Из головочки груздочка На пенечке воду пил. Перебрав березок тыщи, Стеклышком любил водить, Прежде чем ка топорище Свой топорик насадить...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2