Сибирские огни, 1968, №10

поначалу взглядом мимо фамилии автора, все же безошибочно можно сказать: это Карпунин! Его рука. В подборке особенно хочется отметить последнее стихотворение, где есть любопытные раздумья над тайна­ ми творческого процессу. В один прекрас­ ный день поэту попадается в руки старая голубая тетрадка. Там его первые опыты — неуклюжие, неумелые, но порожденные по­ рывом свежего сильного чувства. Поэту, уже несколько понаторевшему в своем ис­ кусстве, приходит желание переписать эти стихи. Ну что ж, за дело! Лосгкшим! С моей-то нынешней сноровкой!.. Начало есть, так завершим Нго блестящею концовкой! Но... старый стих не поддается передел­ ке. Он упрямо хранит вложенное когда-то в него душевное движение. И не приемлет новых слов. Так и лежит он много лет В той школьной голубой тетрадке. Чем он живет? Достоинств нет, Одни сплошные недостатки. Но он живет без ног, без рук. Дожди, погода ли сухая — Он заворочается вдр'уг. Совсем как человек, вздыхая! Да,, живое дыхание присутствует в поэ­ зии Геннадия Карпунина, в этом ее при­ влекательность, ее секрет. ...Хорошо начинать так, как начали в литературе Плитченко и Карпунин! Ill Читая стихи молодых поэтов Сибири, от­ четливо различаешь два основных «типа» лирических героев. Один из них — потом­ ственный житель большого современного города, где стремительно возникают новые кварталы, новый быт, где ежеминутно ощу­ щается пульс двадцатого века. Этот ге­ рой— интеллектуал, интеллигент, мысли­ тель. Он любит книги, музыку, городской шум. Это «шестидесятник», его появление и активное самоутверждение связано с бур­ ным ростом сибирских городов, науки, культуры. Другой герой,— в тот момент, когда мы с ним встречаемся, он, как правило, тоже горожанин,— через всю свою жизнь, дела, думы проносит непреходящую любовь к де­ ревне. Он связан с ней кровно — происхож­ дением, юностью, неизменными симпатиями. Мало того, он видиг здесь первооснову нравственных начал общества. Если иметь в виду второе, «сельское» начало, то здесь прежде всего надо ска­ зать о Викторе Крешике, молодом новоси­ бирском поэте, недавно выступившем со второй книжкой — «Красная трава». На кемеровском семинаре молодых пи­ сателей Урала и Западной Сибири стихи Виктора Крещика получили высокую оцен­ ку. В частности — такого взыскательного мастера, как Ярослав Смеляков. Помнится, были некоторые опасения, что Крещику, молодому сельскому инженеру, пожалуй, еще рановато переходить на «профессио­ нальные рельсы», что он еще не «созрел» для этого. Но вот перед нами — творческий итог последних трех лет: книга. Скажем сразу — хорошая книга, отнюдь не разоча­ ровавшая нас в поэте, хотя есть в ней и отдельные неудачи. Крещик пишет о деревне. То ли слева. То ли справа. Но доносится вопрос. Говорят: — Ну что ты,- право. К этой селыцине прирос? Это строчки из «Лирической хроники», очень важной для понимания индивидуаль­ ности поэта. Он горячо отвечает своим вопрошателям: И вспоминает дальше, как открывал он для себя жизнь во всей ее красоте на бе­ регу луговой речки, как горчила на губах полынь в дни сенокоса, как собиралась по вечерам в сельском клубе молодежь, чтобы посмотреть старый фильм об Ильиче... На заштопанном экране. В затемненной тишине, Ленин думал о стране. Видел он — Идут босые. Ведал, лоб наморща свой,— Глубиной живет Россия, Неподкупной глубиной. Неподкупная глубина России! Такой ви­ дит Крещик деревню, и эта тема служит для него постоянным источником вдохнове­ ния. В сборнике много по-настоящему хо­ роших стихотворений: «Монолог трактори­ ста», «Любка», «Березовый сок», «Мы в отпуске», «Красная трава», «Россия» и др. О них можно смело сказать, что они при­ надлежат не только одаренному, но и про­ фессиональному поэту. Однако Крещик пи­ шет очень неровно. Подобный упрек, разу­ меется, можно адресовать едва ли не вся­ кому молодому, да и не только молодому, поэту. Но у Крещика эта неровность осо­ бенно очевидна. Рядрм с очень хорошими, поэтически точными строками зачастую бросается в глаза небрежность, неряшли­ вость, что для него уже непростительно. Тем более, что Виктор Крещик склонен к философским обобщениям, а ведь они тре­ буют особой точности выражений. Огорчает стихотворение, заключающее сборник,— «Потом ни словом не отвечу». Что хотел сообщить нам здесь поэт — едва ли внятно даже ему самому: Не родился я в сорочке. А в сорочьем царстве — был. Из головочки груздочка На пенечке воду пил. Перебрав березок тыщи, Стеклышком любил водить, Прежде чем ка топорище Свой топорик насадить...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2