Сибирские огни, 1968, №10
К Р Ю Т И К Л Э. ЯЗОВИЦКАЯ П о э том бы т ь , п о э том слы т ь . . . (Заметки о молодой поэзии Сибири) I В поэме Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» есть знаменательные строки: «Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол- России пишет их». Это, конечно, гипербола. Но, в общем-то, за ней стоит совершенно реальный факт. Стихов сейчас, пожалуй, пишется больше, чем когда-либо в истории русской литературы. Впрочем, еще в 1755 году в трактате «О качествах стихотворца рассуждение» Михаил Васильевич Ломоносов писал: «...В российском народе между похваль ными пс многим наукам склонностьми перед недавными годами оказалась склонность к стихотворству; и многие, имеющие природ ное дарование, с похвалою в том и пре успевают. Те, которые праведно на себя имя стихотворцев приемлют, ведают, каковой важности оная есть наука. Другие, напро тив того, написав несколько невежливых рифм или нескладных песен, мечтают, что вся оная не дале простирается, как их зна ние постигло». И еше: «Стихотворство должно почитаемо быть за самую труднейшую науку между мно гими другими... Чтобы быть совершенным стихотворцем; надобно обо всех науках «меть довольное понятие, а во многих со вершенное знание и искусство. Не довольно того, что стихотворец усладить желает, ■когда он ничего научить не может». Вряд ли кто-нибудь возьмется оспари вать мысль, заключенную в этих словах. Но — так часто бывает: не оспаривая, мы -как-то забываем ее, упускаем из виду, ког да дело касается конкретных явлений поэ зии, в особенности молодой. Радостно при ветствуя удачную строчку молодого автора, щедро одаривая его эпитетом «талантли вый» или хотя бы просто именем «поэт», что само по себе очень обязывающе, мы словно бы и не думаем -о том, что писать стихи (если речь идет не об экспромтах «на случай»)— это не только счастливая склонность, это еще и профессия. И про фессия не из легких. Когда Пушкин и Не красов, Маяковский и Есенин писали о трудностях поэтического ремесла, они ме нее всего «набивали себе цену». А ведь это были люди колоссальной одаренности. Д а леко не всякому, в ком даже есть несом ненная «искра божия», дано стать поэтом всерьез ,и . по-настоящему. Если эта искра не разгорится устойчивым пламенем, поэта не состоится. За последние полтора-два года в раз ных городах Сибири — Новосибирске, Ом ске, Томске, Барнауле, Иркутске — зазву чало немало новых поэтических голосов. Подрос цёлый отряд пишущих, на страни цах журналов с поэтами старшего и сред него поколения соседствует молодежь. Мо лодых поэтов достаточно много, чтобы можно было уже говорить о явлении. Яв лении сложном, «внутри» которого есть свои трудности, свои достижения, свои пробле мы — мастерства, профессионализма, пози ции в жизни, гражданственности. Способ ных людей — десятки, но к подлинной поэ зии пришли далеко не все. Ибо только со четание таланта, определенного творческого уровня и самостоятельности мышления мо гут дать право принять на себя «имя сти хотворца». ' ■ II Эти два имени, должно быть, не случай но вспоминаются вместе, рядом, одно за другим: при всем существенном, что отли чает друг от друга молодых поэтов — на то nHJilr~" поэты !— у них много’ общего. РГпрежде всего — несомненная яркость, т а лантливость (здесь можно не бояться это го слова) их литературного дебюта. Речь идет об Александре Плитченко и Геннадии
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2