Сибирские огни, 1968, №10

К Р Ю Т И К Л Э. ЯЗОВИЦКАЯ П о э том бы т ь , п о э том слы т ь . . . (Заметки о молодой поэзии Сибири) I В поэме Евгения Евтушенко «Братская ГЭС» есть знаменательные строки: «Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол- России пишет их». Это, конечно, гипербола. Но, в общем-то, за ней стоит совершенно реальный факт. Стихов сейчас, пожалуй, пишется больше, чем когда-либо в истории русской литературы. Впрочем, еще в 1755 году в трактате «О качествах стихотворца рассуждение» Михаил Васильевич Ломоносов писал: «...В российском народе между похваль­ ными пс многим наукам склонностьми перед недавными годами оказалась склонность к стихотворству; и многие, имеющие природ­ ное дарование, с похвалою в том и пре­ успевают. Те, которые праведно на себя имя стихотворцев приемлют, ведают, каковой важности оная есть наука. Другие, напро­ тив того, написав несколько невежливых рифм или нескладных песен, мечтают, что вся оная не дале простирается, как их зна­ ние постигло». И еше: «Стихотворство должно почитаемо быть за самую труднейшую науку между мно­ гими другими... Чтобы быть совершенным стихотворцем; надобно обо всех науках «меть довольное понятие, а во многих со­ вершенное знание и искусство. Не довольно того, что стихотворец усладить желает, ■когда он ничего научить не может». Вряд ли кто-нибудь возьмется оспари­ вать мысль, заключенную в этих словах. Но — так часто бывает: не оспаривая, мы -как-то забываем ее, упускаем из виду, ког­ да дело касается конкретных явлений поэ­ зии, в особенности молодой. Радостно при­ ветствуя удачную строчку молодого автора, щедро одаривая его эпитетом «талантли­ вый» или хотя бы просто именем «поэт», что само по себе очень обязывающе, мы словно бы и не думаем -о том, что писать стихи (если речь идет не об экспромтах «на случай»)— это не только счастливая склонность, это еще и профессия. И про­ фессия не из легких. Когда Пушкин и Не­ красов, Маяковский и Есенин писали о трудностях поэтического ремесла, они ме­ нее всего «набивали себе цену». А ведь это были люди колоссальной одаренности. Д а ­ леко не всякому, в ком даже есть несом­ ненная «искра божия», дано стать поэтом всерьез ,и . по-настоящему. Если эта искра не разгорится устойчивым пламенем, поэта не состоится. За последние полтора-два года в раз­ ных городах Сибири — Новосибирске, Ом­ ске, Томске, Барнауле, Иркутске — зазву­ чало немало новых поэтических голосов. Подрос цёлый отряд пишущих, на страни­ цах журналов с поэтами старшего и сред­ него поколения соседствует молодежь. Мо­ лодых поэтов достаточно много, чтобы можно было уже говорить о явлении. Яв­ лении сложном, «внутри» которого есть свои трудности, свои достижения, свои пробле­ мы — мастерства, профессионализма, пози­ ции в жизни, гражданственности. Способ­ ных людей — десятки, но к подлинной поэ­ зии пришли далеко не все. Ибо только со­ четание таланта, определенного творческого уровня и самостоятельности мышления мо­ гут дать право принять на себя «имя сти­ хотворца». ' ■ II Эти два имени, должно быть, не случай­ но вспоминаются вместе, рядом, одно за другим: при всем существенном, что отли­ чает друг от друга молодых поэтов — на то nHJilr~" поэты !— у них много’ общего. РГпрежде всего — несомненная яркость, т а ­ лантливость (здесь можно не бояться это­ го слова) их литературного дебюта. Речь идет об Александре Плитченко и Геннадии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2