Сибирские огни, 1968, №10

Родион РОГАНОВ в номсомольский мост Это было в начале первой пятилетки, когда рождался Урало-Кузнецкий ком­ бинат. Соединение железной руды Урала с углем Кузбасса потребовало строительства новой железной дороги Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий с крупной сортировочной станцией н вторым двухпутным мостом через Обь. Новосибирский окружном ВЛКСМ направил меня секретарем комитета 1-го стройучастка. Шел июль 1930 года. Начальником участка был Иван Михайлович Шаров, бывший рабочий, костыль- щик, до революции строивший Транссибирскую магистраль. Характер у него был мягкий, но его спокойные замечания действовали очень сильно. Секретарем парткома стал Алексей Степанович Моисеев, энергичный, подвиж­ ной, несколько горячий по натуре, но обаятельный человек и неутомимый труженик. Его можно было в любой час видеть среди строителей. Запсибкрайком ВЛКСМ мобилизовал на стройку двести комсомольцев. Первая наша работа была несложной: соорудить нары в землянках и набить соломой мат­ рацы. Потом началось главное. Предстояло перебросить 20 миллионов кубометров грунта в насыпь будущей железной дороги, в том числе около трех миллионов в дам­ бу моста. Один эскаватор «путиловец» и несколько паровозов «кукушка» составляли всю нашу технику. Карьер, где работал «путиловец», находился у теперешнего путепровода на Берд- гком шоссе, примерно напротив того места, где расположен стрелочный' завод, а тогда был густой сосновый бор. От карьера шла временная железнодорожная ветка, по ко­ торой «кукушки» вывозили на платформах грунт для дамбы. Когда устроились с жильем, я повел комсомольцев знакомиться с нашей «техни­ кой». Уже в сумерки вышли мы к карьеру. Экскаватор стоял неподвижно, дожидаясь платформ. Только мы разглядели его, как были поданы платформы. А работал экска­ ватор на угле. Можно себе представить наше состояние, когда в вечерней темноте, на опушке лета вдруг что-то страшно загремело и зашипело, густо полетели искры. Многие от неожиданности зажали уши, а кое-кто дал Стрекача. Потом в землянке много было шуток по этому поводу. Особенно перепало Филатову и Огневу, которые убежали километра за два в сторону Бердска и набрели на конный двор. Их приня­ ли за воров и привели в контору. Оттуда они пришли уже часов в 12 ночи. Кстати, впоследствии Огнев стал экскаваторщиком, а Филатов — механиком экскаваторных мастерских Сибстройпути. Но это потом... Конечно, при малом количестве машин физический труд преобладал на стройке, и главную силу составляли грабари, которые на лошадях возили грунт. Из комсомольцев, так сказать людей безлошадных, были созданы две бригады по разгрузке платформ. Бригадирами стали Володя Малярьевич и Николай Иконни­ ков. Огнев и Филатов наотрез отказались работать рядом с экскаватором. Тогда Ог- иева направили возчиком, а Филатова — на ремонт платформ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2