Сибирские огни, 1968, №10
Соколов привез номера «Правды», в которых была напечатана речь Ленина. С ка кой радостью мы читали ленинские слова о том, что молодое поколение должно по строить первое в мире коммунистическое общество!» Савва Кожевников не порывал связи с кривинскими комсомольцами, где бы он ни работал. Одна из бывших комсомолок, художница Пинькевич впоследствии вспоми нала: «Раньше других уехал из деревни Савва Кожевников, сначала в Камень, потом в Новосибирск. Но каждое лето он приезжал в деревню и всегда привозил нам, ком сомольцам, в ячейку кучу книжек, дешевых популярных брошюр,— и политических, и для художественного чтения, и антирелигиозных. Были стихи Демьяна Бедного и «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского. Собирались у дубра вы, слушали нашего агитатора. Мы все, девчонки-подростки, конечно, были влюблены в него». В 1922 году Савва Кожевников работал инструктором Сиббюро ЦК РКСМ. О тон поре мы опять-таки находим строки у него самого: «Был март 1922 года. Мы, комсомольские работники Новониколаевска, жили в небольшом бревенчатом домике по улице Максима Горького. Это было наше обще житие. Днем не было дома более тихого чем наш, но зато вечером, когда собирались все вместе, не было, пожалуй, во всем городе здания более громкоголосого и певучего. — Знаете, чем должен овладеть комсомольский работник? — запальчиво спраши вал нас Фролов и сам же безапелляционно отвечал: — Винтовкой, ораторским сло вом, пером!.. Малкин, наш представитель в штабе Сибирского военного округа, признавал только винтовку. Очкастый, с длинным чубом русых волос, Кузьмин разрабатывал те зисы политико-просветительной работы среди сибирской молодежи. Уравновешенный, рассудительный Калмыков рассылал на места циркуляры о защите экономико-право вых интересов молодых рабочих. Алеша Попов, которого мы за невысокий рост про звали Маленьким (впоследствии это стало его писательским псевдонимом), носился с проектом создания молодежной литературной организации. Он уже придумал поэти ческое название для будущего писательского клуба — «Костер на снегу»... И вот в Новойиколаевске вышел первый номер литературно-художественного и научно-политического журнала «Сибирские огни». Не помню, уж кто, может быть, Кузьмин или Маленький, принес в общежитие тонкую книжку в бледно-зеленой обложке. Не прочитав еще, мы начали спорить. Але ша Маленький горячо протестовал против древнеславянского шрифта, которым было начертано название журнала — «Сибирские огни». Алешу поддержал Калмыков, при шедший в комсомол из учительской семинарии. — Нужен новый шрифт, свободный, размашистый,— кричал он,— вот как у Мая ковского в «Окнах РОСТа». Прочтя повесть Сейфуллиной «Четыре главы», которой открылся журнал, тот же Калмыков категорически заявил: — Интеллигентщина! С ним много спофили. Но и Калмыков и все мы не могли не почувствовать рево люционного пафоса повести, а в авторе — глашатая новых идей. Когда готовился второй номер журнала, я работал лц^ным секретарем Емельяна Ярославского. Это было время активных выступлений в партии так называемой «Ра бочей оппозиции». Ярославский во главе комиссии Сиббюро. ЦК РКП (б) выехал в Омск. Вагон был служебный, удобный для работы. Поезда ходили медленно. Свобод ного времени было много. Емельян Михайлович вместе с другим членом редколлегии «Сибирских огней» Д. Тумаркиным использовал его для окончания начатой еще в Но- вониколаевске журнальной статьи о путях социалистического преобразования деревни, классовой борьбе и вражеском сопротивлении,— «Неверный компас— неверный путь». А потом Ярославский читал рукопись нового рассказа Л. Сейфуллиной «Правонару шители», тоже для второго номера. Память не сохранила в точности отзыва Емельяна Михайловича об этом рассказе. Помню только его радостное настроение, которое бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2