Сибирские огни, 1968, №10
создания она насчитывала 338 человек, то к началу 1932 года здесь работало боле*' 12 тысяч комсомольцев. Заботясь о кадрах для новостроек, 1-я Западносибирская краевая комсомольская конференция приняла решение о посылке в Кузбасс комсомольского ударного батальо на в 4000 человек. К мобилизованным предъявлялись серьезные требования. Конфе ренция ударников рабочей молодежи г. Прокопьевска в своей резолюции записала: «Мы. молодые горняки Прокопьевска, одобряя и приветствуя решение крайкома, хо 1 им сказать вам, мобилизуемые товарищи, следующее: у нас на руднике калачи на березах не растут и не живут здесь люди, как сыр в масле. Рудник наш молодой, и вся его красота в будущем. Строится здесь все заново, трудностей немало, но мы их с успехом преодолеваем. Нам на рудник нужны стойкие товарищи-комсомольцы. Ны тиков и паникеров среди нас не должно быть. Комсомол на слабые участки фронта давал всегда свое подкрепление, и здесь на угольный фронт он должен дать не толь ко тысячу, но тысячи лучших своих сынов»1. Одним из трудных участков индустриализации было строительство в Новосибир ске завода комбайнов (ныне «Сибсельмаш»), которое началось в декабре 1929 года. Над стройкой взяла шефство комсомольская организация Новосибирска. В по мощь строителям окружном ВЛКСМ мобилизует 300 комсомольцев, а 600 человек на правляет на строительные курсы. Громких речей о шефстве не произносилось, а, начи ная с 5 марта 1930 года, ежедневно сотни комсомольцев из Новосибирска ездили рабо тать на левый берег Оби. Здесь было организовано 165 ударных комсомольских бригад, а чтобы материалы для стройки не задерживались в пути и чтоб один цех не тор мозил работу другого, комсомольцы организуют сквозные бригады и «батальоны». Новосибирская комсомолия объявила «социалистическую поруку за чугун и сталь». Бригада из городского актива организовала сквозной контроль на железно дорожном транспорте за продвижением грузов для Урало-Кузбасса. Горячие дни переживали и строители железной дороги Ленинск-Кузнецкий —Но восибирск, жизненно необходимой для Урало-Кузнецкого комбината. Она могла дей ствовать лишь после сооружения второго моста через Обь в районе Новосибирска. По призыву партии Новосибирская комсомольская организация объявила себя мобилизованной ча строительство моста. Был создан ударный комсомольский ба тальон—576 человек— отряд «боевиков», который в любое время суток направлялся на самые трудные участки. 12 комсомольско-молодежных бригад из месяца в месяц пере выполняли задания. В самый ответственный момент, перед началом ледохода, когда надо было срочно закончить бетонирование опоры, комсомольцы проявили настоящий героизм. Читаю пожелтевшую от времени газетную страницу: «Таких темпов по бето нированию история, строительства мостов не давала еще ни разу... Комсомольцы и все рабочие героически боролись со стихией... Своей ударной работой, самоотвержен ностью и энтузиазмом комсомол доказал, что мост имеет полное право носить звание комсомольского»2. Память о тех героических днях и ударной работе комсомольцев увековечена ре шением Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся от 6 ноября 1931 года. Второму мосту через Обь было присвоено имя Коммунистического Интернацио нала Молодежи (КИМ). Первая пятилетка в корне изменила лицо края. Была сдана в эксплуатацию пер вая очередь мирового гиганта черной металлургии — Кузнецкого завода, реконструи рован Гурьевский металлургический, построен Беловский цинковый, начали выдавать на-гора уголь новые шахты-гиганты. Пошли поезда по новым стальным путям и мос там, возникли новые города и рабочие поселки. И это лишь несколько страниц из мало изученной еще документальной эпопеи, вобравшей в себя 50-летнюю историю сибирской комсомолии. * Партийный архив Кемеровского обкома КПСС (ПАКО), ф. 61, оо. 1, д. 447, лд. I—*3. * «Большевистская смена», № 104, 8 мая 1931 г. л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2