Сибирские огни, 1968, №10
без занятий в техникуме, без мечты о блистательной игре; даже без тем^ иых, таинственных уголков в театре. Дома я завалил весь стол пьесами Чехова, Шекспира, Островского, мемуарами великих артистов, книгами Станиславского, Немировича- Данченко. Все дни я торчу в театре, усталый, голодный и мечта ющий. На уроках актерского мастерства мы слушаем лекции Кислицына о «Системе Станиславского», о МХАТе, о знаменитых спектаклях «Чайка», «Вишневый сад», «Любовь Яровая», «Бронепоезд 14—69», о том, как нужно работать над ролью. Мою жизнь наполнили поня тия: «задача, сверхзадача, подтекст, ритм, предлагаемые обстоятель ства, ансамбль, общение». Меня захватила «система Станиславского». Связанная с литературой, она открыла мне многие секреты Чехова, Горького и осветила тьму, в которой я бродил на ощупь, работая над своими рассказами.... Мы почти всю зиму занимались этюдами без слов, работали с не существующими предметами, развивая свое воображение, фантазию, тренируя внимание, собранность, приучая себя верно жить в знамени тых пушкинских «предполагаемых обстоятельствах». А разве все это не нужно писателю?.. Небольшой репетиционный зал. На окнах тяжелые, синие шторы, внизу они разведены, и я вижу вьющиеся в окнах снежинки. Вдоль стены на стульях замерли ребята, напряженно следят за Сережкой Во робьевым. Среди зала нагромождены помосты, лестницы, скамейки — они остались от репетиций тюзовцев. Возле этих нагромождений стоит Воробьев и смотрит в потолок. Нет же, это он в небо смотрит, очаро ванный до того, что у него приоткрылся рот. Что он там видит? Обла ка? Самолет? Вот он присел, быстро, но осторожно открывает воображае мую дверь, взмахивает руками. Ага! Летает чужой голубь, Сережка выпу стил своих, заманивает. Он азартно таится за станками, вот даже задо хнулся — голубь сел. Осторожно, будто от этого зависит жизнь, он за гоняет чужака в голубятню. Ах! Слишком резко шевельнул шестом, и голубь снова взвился в небо. Сережка в отчаянии мычит, мечется, вспугивает за улетевшим стаю, свистит, засунув пальцы в рот. Мы хохочем и аплодируем, все пережив вместе с ним. Смеется и Кислицын. Молодец! Все увидел, не наиграл, а жил по-настоящему. Мне тоже удаются этюды, я люблю их делать. Дома я проигрываю их десятками, а мама смотрит на меня, переживая, всхлопывая руками. ч, Никогда не была она в театре, и только раза три-четыре я выта щил ее в кино. И хоть ей понравилось, она все равно твердила, что это грех, не от бога это, соблазн это, а бог молиться велел... Если бы непосвященный заглянул к нам в зал, он мог бы подумать, это собрались какие-то странные, а может быть и... того... не в сво ем уме люди. Сбились в углу, сидят, затаив дыхание, а перед ними парень взмахивает руками, и ведь ничего у него нет в руках, а видно, что он колет дрова. А вот вышла девушками сгребает невидимый снег невидимой лопатой, разметает воображаемой метлой дорожку. Мы любим Кислицына, верим ему, такое неведомое он открывает нам в искусстве. „„„„ ■Помню, как он, приступая к работе над этюдами, показал одну сценку без слов. „ Большой, устремленный вдаль, стоял он перед нами в фойе, а мы вместо пола видели скалу; так умел он стоять! Через движения его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2