Сибирские огни, 1968, №10
Я иногда ловил на себе ее умный, грустноватый, какой-то особый, за ботливый, покровительственный, что ли, взгляд. Когда мне приходи лось делать с ней какой-нибудь этюд, и у меня он не получался, и я начинал волноваться, она так умела успокоить и ласково объяснить, что все кончалось удачей. Я стал звать ее все-таки женщина — Инной Сергеевной, но она, уорав с моего лба упавшую прядку, попросила звать ее просто Инной. И я зову ее просто Инной; очень мягкое, певучее имя... Напрасно я радовался тому, что избавился от математики, в учи лище меня ждали другие трудности... Мы под сценой, в глубокой оркестровой яме. Ее ослепительно осве щает большая, горячая лампочка. В беспорядке стоят пюпитры, у сте ны огромный контрабас, в углу — барабан с нарисованным негром. На дощатых стенах музыканты нарисовали голых девушек, карикатуры друг на друга, профили, ножки, вкривь и вкось написали стихи и раз ные изречения. Я приткнулся за одним из пюпитров и описываю в блок ноте эту «оркестровку». Студентки сбились возле барабана, в наброшенных на плечи пальто, и шепчутся, фыркают, смотрятся в зеркальца, подкрашивают губы, поправляют прически. Вытянув перед собой ногу, Тоня оглажива ет ее, подтягивает чулок. Сережка Воробьев хмуро читает «Историю западноевропейского театра». Небольшой, верткий Петька Ериков украдкой изводит длинного, медлительного Петьку Сизикова, пытаясь завязать ему на голове бант из шелковой Лериной косынки. У пианино сидит благородно-седая, чопорная, толстенная дама с сизым, распухшим, простуженным носом. На могучих плечах ее старо модная из черных кружев накидка, у ног разлегся, похожий на волка, вымытый до блеска Отлет. Иногда он, зажмурившись, сладко зевает, до отказа распахивая пасть. Ольга Изотовна Донцова — дворянка. Была она в молодости со листкой Большого театра, но потом у нее что-то случилось с голосом. Теперь она занимается с нами сольным пением и постановкой голоса. Она уже щупала наши диафрагмы, объясняла, как владеть дыханием, куда направлять звук, заставляла петь гаммы и читать, не переводя дыхания, величавые и однотонные гекзаметры Гомера. Сейчас Ольга Изотовна занимается с Лерой Шмелевой. Лера тя нет гаммы все выше и выше: «А-а-а-а! А-а-а-а!» — Очень хорошо, деточка,— хвалит Донцова.— Дыхание у вас от природы правильное, и звук благородный, закрытый! Садитесь. И тут я слышу свою фамилию и иду к пианино, как на казнь. Припухшие в суставах пальцы Донцовой бегут по клавишам, а я сдавленным голосом тяну «а-а-а-а», и сам морщусь от того, что не по падаю в тон, фальшивлю. Донцова раздраженно и подолгу тычет в одну клавишу, пока я не подлажусь к ноте, потом тычет и ть!чет в другую. Мне кажется, что она презирает меня за мою неотесанность, за весь мой потрепанный вид, как, бывало, презирали барыни кухаркиных детей, дескать, тоже мне, полез с суконным рцлом в калашный ряд. Она смотрит на всех нас, молодых, со скрытой насмешкой, не веря, что' мы способны что-то сделать в искусстве. Я плачу ей за это молча ливой, прямо-таки инстинктивной, классовой ненавистью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2