Сибирские огни, 1968, №9
Поэт часто ходит по самой грани экзо тики и красивости, и чувство меры почти не изменяет ему. А условий для «ррроманти- ки» сколько угодно: океан, штормы, бура ны, бухта, порт (самый далекий на самом конце земли). Но вот он увидел впервые Владивосток: Конец земле. Огромный порт Упорно кранами колышет. И от седых туманов крыши Блестят, как пересохший пот На темени. Вообще со стихией поэт «на ты». Это не бравада своим величием и могуществом. П ро сто— человек и океан. И тот и другой работают и устают, радуются и сомневают ся, а когда трудно, просят друг у друга поддержки. Они хорошо понимают друг друга, и все-таки океан остается океаном, а человек — человеком на его берегу. Один — Великий или Тихий. Другой помнит, как ж дал мальчишкой с фронта отца, как про ходили мимо платформы с танками, как не было там отцов и «суше становились глаза матерей». Так начинает И. Кравченко говорить о своем поколении. Но говорит то, -что знает,- Он вспоминает только свое детство, только свою юность, только свою любовь. И рас сказывает только то, чем не может не по делиться с другим. Поэт пока еще не «всесильный бог дета лей», но часто они точны и интересны. Его сравнения то профессиональны (он — воен ный врач): снег, как «лейкопластырь, по крыл деревья и дома», то возникают из совмещения несоединимого: в госпитале «соседи сладко спят, раскинувшись, как акробаты»; то продолжают раннего М ая ковского: лодки на берегу замерзшего за лива так одиноки, «как шрам на виске». Но иногда прорывается красивость, и глянут на тебя со строчки «непереваренные» учителя, тогда пирсы становятся быками, которых хлещет нагайка прибоя, а заря «бурой ли ствой ноября осени штопает шкуру». Д о садно. когда чувство меры изменяет автору в настрое, тоне стиха, или когда вдруг, не доверив читателю, поэт начнет расшифро вывать и, обедняя, объяснять. Но в ритме он чуток. Так, в «Балладе о шахматном короле» сбой ритма первой строки застав ляет по-особому пульсировать и весь стих: По ровной, доске мчатся кони На выручку короля — Погоня, погоня, погоня, Горит под ногами земля..* Мы уж е привыкли к тому, что в поэзшб' приходят люди разных специальностей. Мы, как к необходимому злу, привыкли к спло ченным рядам графомальчиков. Для И. Кравченко стихи — не хобби. Ему не нужны скидки на: «Знаете, и специалист, и.стихи его печатают». Он поэт. Без скидок и оправданий. И- лишнее подтверждение то му — сборник вышел под редакцией и с «добром» такого требовательного поэта, как П авел Антокольский. И, К у з н е ц о в СИБИРЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ Доброе дело сделало Восточно-Сибир ское издательство, выпустив антологический сборник почти всех сибирских русских поэ тов1. Это первая попытка собрать под одну обложку и тех, кто начинал свою поэтиче скую деятельность полстолетия назад, и тех,_ у кого только первый разбег. В сборнике (и довольно объемном — 560 страниц) 159 поэтов,— и все они, как и должно быть, разные. И хотя многие из них представле ны одним-двумя стихотворениями, получи лась довольно интересная перекличка поэти ческих поколений. Хорошо, ч*го составители не «забыли» и тех, кто не живет в Сибири, но, как пишет М. Сергеев в своем коротком напутствии читателю, «впитав соки материнской зем ли... мыслью и стихом привязаны к милому сердцу краю» (Л. Мартынов, Вас. Ф едо ров, М. Скуратов, С. Марков, Е. Евтушен ко, Р. .Рождественский). В партизанских отрядах и в полках мо лодой Красной Армии, освобождающих Си бирь от колчаковцев и оккупантов, сраж а лись поэты Ф. Лыткин и И. Ерошин, И. Лу- говской и Н. Каравашкин. Их «на рассвете пули встречали и не только с домом разлу чали», но шли они «на последние битвы, в беззаветный и радостный бой» ради того, чтобы «земля и небо — все осталось...» Этот взлет души, как по эстафете, пере шел к последующим поколениям поэтов, чьи жизненные и поэтические судьбы тыся чами нитей связаны с Сибирью. И хотя се годня взлеты иные, и взгляд на явления окизни и нынешние наши битвы становится все более углубленным, но суть их остает ся той же. Я шел туда, Где скалы рыли. И там В поту не забывал. Что если горы говорили. И х грохот Начинал обвал. Сковозь эти каменные гряды Я шел На дальние огни* И все казалось. Чудо рядом, Лишь только руку протяни* (В< Киселев) В сборнике немало имен молодых поэ тов, интересно заявивших о себе в послед ние годы. В стихах иркутянок Л . Болдыре вой и В. Захаровой, кемеровчанина И. Ки селева, омича В. Макарова, барнаульца Г. Панова, новосибирцев А. Романова, А. Плитченко и других запечатлена биогра 1 Антология сибирской поэзии* Вост.-Сиб. кн, изд., 1967*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2