Сибирские огни, 1968, №9
тагонистических обществ планеты, возмож но — результат действий обитателей соседней планеты Эдр, стоящих на более высокой ступени технического развития. Вызывает' возражение мрачная перспек тива, нарисованная в рассказе, победа тем ных, жестоких сил, а не добра, света, дове рия. Тут дело не в ж елании «привычного» благополучного конца. Не вызывает сомне ния, что порой, рисуя картины мрака и за пустения, гибели жизни, писатель как бы предостерегает человечество от возможных ошибок в будущем. Но в «Дайне» настора ж ивает предрешенность, почти фаталисти ческая предопределенность трагической р аз вязки,— а ведь мы глубоко и твердо верим в неизбежность конечной победы Разум а над силами разрушения. И характеры силь ных, гордых, смелых людей «зеленой, сине- небой планеты Форуэлла», в чем-то уходя щих от насущнейших вопросов их существо вания (ведь опасность, грозящ ая им от врагов на своей и чужой планетах, привле кает их внимание слишком поздно), про- ипрывают из-за несоответствия этих харак теров замыслу. Фантастический рассказ Дм. Сергеева «Заповедник чувств» переносит нас на пла нету Тибия в далекой звездной системе. То, что изображ ает автор «Дайны» в самом раосказе, случилось на Тибии много лет ■назад — погибла цивилизация, погибло че ловечество. На планете остались лишь ди кие звери. Выяснение причин катастрофы — вот со держ ание рассказа. Причины ее тем более непонятны, что тибианцы «научились пол ностью использовать всю энергию, которую давало их солнце, а такж е колоссальную мощь геологических процессов, протекав ших внутри планеты. Баснословные энерге тические запасы позволили создать вокруг звездной системы гигантский гравитацион ный заслон, оградивший Тибию от какого бы то ни было влияния извне... Ж изнь ти- бианцев постоянно находилась вне всякой опасности». К азалось бы, ситуация, во многом сход ная с той, что использована в рассказе Б. Л апина «Дайна». Но Дм. Сергеев идет другим путем — всем ходом событий он до казывает: трагическая развязка явилась следствием того, что тибианцы, добившись многого, решили «стабилизировать» насту пившее благоденствие, законсервировали свои достижения. Они искусственно вы тра вили у людей вечное стремление к совер шенствованию, избавились от естественных чувств, уничтожили книги, как источник мыслей, нарушающих умственный покой; особые приборы обеспечили унификацию мыслей. Писатель предостерегает от опас ностей «безопасной жизни», подчеркивает пибельность «безмятежного покоя», ставше го целью тибианцев. В рассказе утверж дается высокая обязанность человека — неустанно двигаться к вершинам, ни на ми нуту не останавливаясь в овоем развитии. Замысел, основанный на проблемном во просе, делает рассказ значительным по мы сли- Проза «Ангары» — серьезная проза; при всех просчетах, неизбежных в любом деле, связанном с поисками, в ней ощущается напряженный пульс времени, она будит мысль, заставляет задумываться о жизни, о важных этических проблемах, воссоздает обобщенный образ нашего современника. Редколлегия «Ангары» сплотила вокруг альманаха многих авторов' работающих на пряженно и продуктивно. Это дает право надеяться на встречи с новыми интересны ми произведениями. Г. О с т р ы й КОГДА ЧЕЛОВЕК - ВЕЛИКАН Коллективный сборник научно-художе ственных очерков «Шар великана»1 посвя щен не просто ученым, а ученым вузов — особому отряду науки. У этих людей всегда видишь огромную тягу к самостоятельной творческой работе. Один из них, химик, сказал мне: «Надо ру ками попробовать то самое «на передовых рубежах», что потом будешь рассказывать на лекциях». Вот здесь-то и заложены осно вы той огромной силы исследовательского резерва, которую мы зачастую, порой без всяких на то оснований, оставляем во вто ром эшелоне науки. О скромных тружениках этого резерва трудно писать: они, как правило, не в акти ве и не в самодеятельности, все время' их скрупулезно распределено между лекциями и лабораторией, они назойливо выбивают в ректоратах командировки на какие-то ни кому неведомые опытные заводы, наруша ют лекционные графики, порой обрывают на экзаменах даж е отличников только за т о , что они и ведать не ведают о каких-.то «сверхновых процессах». Словом — беспокойные люди. Но именно они — гордость отечественной вузовской науки, имеющей издавна славные традиции. Ведь наша наука корнями своими уходит именно в учебные институты и лаборато рии, к Лобачевскому и Зинину, Бутлерову и Арбузову. . Д а, об этих людях трудно писать. Все как-то на ходу у них делается, с мучитель ными затяжными остановками в пути, да еще этот самый характер, вечно заставляю щий их твердить все одно да одно: «По том, потом». А писать нужно. Нужно, чтобы показать * Шар великана, Новосибирск, Зап.-С иб, кн, изд., 1967.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2