Сибирские огни, 1968, №9
общества на «пошатнувшихся» его членов. Н ". видимо, автоп не ставил перед собой подобной задачи. На протяжении всей по вести настойчиво доказывается: Ивану Змей- кину очень х о ч е т с я быть п л о х и м . Аргументы? Пож алуйста. Главный механик стройки Аркадий Ни колаевич Суверинов, которому Иван очень нравится, советует: — Ты у нас по третьему разряду тру дишься. Пора бы тебе на четвертый сдать. И приносит Ивану учебник. «Ради Аркадия Николаевича Иван со гласен прочитать книжку, но не хочет до ставлять радости парням, с которыми ж и вет. Еще подумают, что он за ум взялся (курсив мой.— Ю. М.). Принял книгу, ре шил про себя спрятать ее куда-нибудь. С ка зал со вздохом: — И что вы беспокоитесь обо мне, Ар кадий Иванович? Родня я вам, что ли?» Тот ж е Суверинов сообщает, что реше но послать лучших электросварщиков на строительство школы, и Ивана в том числе. « — Это ведь школа, не что-нибудь. Когда ты был маленький, заботились о тебе взрослые? — Никто обо мне не заботился... — Значит, и тебе на маленьких напле вать?.. Так, что ли?.. П ож ал Иван плечами, дескать, почему бы не наплевать?» В чем причина такого отношения Ивана к людям? «Он, Ванька, не хочет быть т а ким, каким его вчера на собрании предста вили Раднай и Марина, да и сам главный механик. Комсорг прав. Он, Ванька, самый несознательный элемент. Значит, ему не ме сто на ударном объекте среди высокосо знательных». И Иван заявляет: «Не пойду на ваш ударный объект». Вот он переваривает неудачный шов и уж е иронизирует над собой: «Конечно, со- зйательный... Как же, брак срубил... Сварил сызнова...» Хоть бери зубило и срубай сварку. Но срубить не так просто. Рассеян но смотрит Иван на плиту и — в душе боль. Закаленный в пламени дуги сварной лтык будто дразнит его — сознательный, созна тельный...» * Т ак рисует автор своего героя, не зам е чая, что вместо живого человеческого харак тера возникает голая схема, «запрограмми рованная» делать все наоборот — назло всем, назло самому себе. И мотивирует это писатель тяжелым детством Ивана, т. е. примерно так же, как объяснил истоки х а рактера Виктора Родова Вяч. Шугаев. Почему, в самом деле, не хочет Иван сдать на четвертый разряд? Потому, види те ли, что этого хотят его товарищи по об щежитию (которых он уваж ает), что этого хочет Марина, которую он любит и которая небезразлична к нему. Где ж е тут логика — житейская, художественная? Как в фокусе, недиалектическая проти воречивость характера Ивана сказывается и в последней сцене, когда Иван, вопреки уговорам и убеждениям, уезж ает со стройки. Шота говорит Ивану: « — Мы, Иван, к тебе всей душой... У Ивана... не чушь- уж е на языке, а правда-матка (курсив мой.— Ю. М.). — Вы думаете, я к вам без души? —• кричит он ошалело.— Потому и уезжаю ... из-за вас... Какой толк вам от меня?..». Вот и получается, что вместо живого че ловеческого характера возникает невырази тельный персонаж с заданной функцией: заведомо «поступать наоборот», делать все наперекор не только окружающим его лю дям, но даж е и собственным мыслям и чув ствам. Немотивированы многие ситуации пове сти. Н алетела сарма. Все бросаются к лод кам, чтобы вытащить их на берег, а Иван, верный принципу «делай наоборот», гребег навстречу шторму. Раднай,— тот самый Раднай, что решил не записываться в парашютный круж ок («Я прыгну, он (парашют.— Ю. М.) не раскроется. Был Раднай — нет Р ад н ая» ),—- вдруг бросается в волны и «по грудь в во де» добирается до лодки. Эта прогулка по бушующему Байкалу кончается его гибелью. Может быть, он хотел помочь Ивану? Но Иван — хороший пловец, это все зн а ют, а Раднай не умеет плавать. Так даж е центральный сюжетный узел повести Д. Ми люкова может вызвать лишь недоверие — эту ситуацию характерами героев не объ яснишь. Есть в повести фон — большая стройка на берегу Байкала, есть видимость кон ф ликтов— борьба за человека, борьба за высокие темпы строительства, есть конт растная сюжетная л и н и я— герой и иеге- рой, но нет человековеденья, нет, следова тельно, внимания к человеческим характе рам, нет той художественной правды, которая властно вторгается в душу и воздействует на читателя... Тема повести Дмитрия Сергеева «П оза ди фронта» («Ангара», № 5) — Великая Отечественная война. Но если подавляющее большинство произведений о фронтовых буднях связано с изображением штыковых и танковых атак, смелых рейдов по тылам врага, тяжелых оборонительных и наступа тельных боев (и это закономерно), то Дм. Сергеев рисует не передний край: главный герой повести Федор Копылов слу жит в БАО, т. е. в батальоне аэродромного обслуживания. Такое решение сулит многое: ведь соввеменная война явление сложное, и показать боевые будни «второго эш ело н а »— это значит показать, как в общее русло вливались усилия тех, кого подчас полупрезрительно называли «тыловиками». О том, как живут люди во втором эше лоне, и идет речь в повести. Автор не рас сказывает, как эти люди воюют, работают, выручают друг друга в трудную минуту, •подчас гибнут,— он рассказывает, как они пьют, заводят «полевых походных жен», справляют очередную свадьбу, играют в до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2