Сибирские огни, 1968, №9
рецензенты-современники сожалели о недо статочной художественности «Чапаева», вы соко оценивая, впрочем, его содержание. А Исаак Б абель,'крепко подружившийся с «Митяем», со всем пылом уверял, что но вый роман — это подлинно золотые россы- пи, что ничего подобного о гражданской войне еще не бывало и нет. Но тут же пе нял другу на расточительность в материале, на привычку все растолковывать и объяс нять («не надо никаких объяснений, пока ж и т е— читатель сам разберется!») и еще на отсутствие филигранной отделки. Фурманов внимательно и терпеливо вы слушивал все это, соглашался с критиками: «я покамест и не считаю себя писателем, я только хочу им стать и стану обязатель но!»— и записывал в дневник бабелевские упреки и советы, тут же отмечая, что ста рается их использовать, что теперь даж е третьестепенный материал он стал обраба тывать ,не в пример тщательней. Думается, что сегодня нам важен соб ственно фурмановский вклад в советскую литературу. И, конечно же, он несравнимо значительнее, нежели «филигранность», взя тая сама по себе. Не так уж трудно увидеть принципи альное различие позиций, занимаемых авто биографическими героями — Лютовым из «Конармии» и Клычковым из «Чапаева». Каждый из них живет в том мире, который изображ ает, каждый знает и понимает этот мир «изнутри» — это так и, значит, жизнен ные истоки здесь общие. Однако пони мание у них — разное, и совсем не одина кова мера их участия в великом походе. Бабель, прежде всего и по преимуществу,— художник, он чувствует себя певцом во ста не воинов, психологом-летописцем, жадно фиксирующим неповторимые мгновенья. Его восхищает и пугает красочное буйство ж и вотной стихийной силищи, прорвавшей, на конец, все заплоты и запреты. Он увлечен борьбой звериного и человеческого, п ара доксально причудливым сплетением бес смысленной жестокости и беззаветного геро изма, примитивнейших инстинктов с высо чайшими духовными взлетами. И, все-таки, а быть может, как раз поэтому, его Лю тоз остается словно бы посторонним тому, что его окружает, и уж, во' всяком случае, по нимая свою беспомощность, почти не пы тается воздействовать сколько-нибудь на это окружение... Для Фурманова-Клычкова в этой силе, в постоянных и многообразных ее проявле ниях — вся суть. Он сам, всей судьбою своей, всем своим существом — живое во площение этой силы. И «Чапаев», и «М я теж» написаны, конечно же, прежде всего ради не е— в стремлении понять ее, пока зать, раскрыть, утвердить. И документальность, разумеется, здесь не в упрек, а в заслугу. Бывают в истории общества и порождаемой им литературы такие моменты, когда максимальная досто верность изображаемого писателем стано вится ценнее и увлекательнее самого при чудливого вымысла. Когда, открывается но вый, никому еще неведомый материк, не ле генда, не песня о нем и не крик восхище ния, а по возможности, точное описание его берегов, заливов, вершин важнее всего людям. То же и в революции. Конечно, од но не исключает другого, особенно, если речь идет об искусстве. И только настояще му художнику под силу сочетать неторопли во-эпическую манеру художественной хро ники, ее не вызывающую сомнения точность в описании удивительных событий с роман тически взволнованной исповедью, с лири ческим дневником. А ведь как раз это и удалось сделать Фурманову. И «объяснения» тоже заняли в его кни гах свое законное место. Фурманов совсем не зря внес в свой писательский труд испы танную комиссарскую привычку. То, что происходило вокруг него на фронте, посто янно требовало быстрого и верного соци ально-психологического, политического ана лиза: в условиях гражданской войны это былЬ искусством, от которого зависело все. Не случайно понимание «текущего момен та» и умение довести его до бойцов, рабо чих, крестьян доходчиво и просто было, как известно, самым действенным оружием большевиков; они хорошо научились у Л е нина превращать идеи марксизма в непо бедимую силу, делая их достоянием трудя щихся масс. Теперь этот проверенный и по бедоносный опыт со всей естественностью переносился из сферы политического твор чества в сферу творчества художественно го, причем, разумеется, отнюдь не механи чески. Просто для таких, как Фурманов, Либединский, Фадеев, Островский, Кин, это стало второй натурой, другие же самой сутью своего таланта, своего ощущения времени почувствовали необходимость и неизбежность социально-психологического исследования как основы творческого поис ка. А для всей нашей литературы в целом, пусть даж е еще не объединившей своих усилий, еще рождающейся в муках и борь бе, выход на этот рубеж означал очень мно гое и, прежде всего, возможность зам еча тельных открытий. Характер Клычкова,. без сомнений, в ря ду таких открытий. В сущности, это пер вая попытка распахнуть пресловутую «ко жаную куртку» и показать в комиссаре не пугало, не таинственное' существо особой природы, отрешенное во имя «идеи» от все го земного, но просто человека симпатич ного и деловитого. Как раз поэтому глав ные качества ком иссара— целеустремлен ность, несгибаемая, спокойная верность де лу революции, воля, мужество, постоянная духовная мобилизованность — воспринима ются нами так же просто и естественно. Причем не по «пунктам», как в служебной характеристике или анкете, а в слитном, напряженном усилии, в действии. В сущ ности, оно всегда и везде одно и то же, это действие: комиссар постигает душу своего соратника-современника, вышедшего на великую борьбу, познает глубинные про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2