Сибирские огни, 1968, №9
Но, думается, что и сказанного достаточно, чтобы подтвердить еще раз созидающую силу революционной бури, породившей и новый мир, и новую, невиданную еще ли тературу. Она формировалась в полном соответствии с ленинскими утверждениями на этот счет, высказанными Владимиром Ильичем в его известном письме Горькому летом девятнадцатого года. Тогда, в самый разгар наступления Юденича, Ленин упре кал Алексея Максимовича огорченно и дру жески: «Вы поставили себя в положение, в ко тором непосредственно наблюдать нового в жизни рабочих и крестьян, т. е. 9/10 насе ления России, Вы н е м о ж е т е ; в to- тбром Вы вынуждены наблюдать обрывки жизни бывшей столицы, из коей цвет рабо чих ушел на фронты и в деревню и где осталось непропорционально много безмест- ной и безработной интеллигенции, специаль но. Вас «осаждающей». Советы уехать Вы упорно отвергаете. Понятно, что довели 'себя до болезни: жить Вам, Вы пишете, не только тяжело, но и «весьма противно»!!! Еще бы!.. Страна живет лихорадкой борьбы про тив буржуазии всего мира, мстящей бешено за ее свержение. Естественно. З а первую Советскую республику — первые удары ото всюду.. Естественно. Тут жить надо либо активным политиком, а если не лежит к политике душа, то как художнику наблю дать, как строят жизнь по-новому... в де ревне или на провинциальной фабрике (или на фронте). Там легко простым наблюдени ем отделить разложение старого от ростков нового»1. Письмо это, как и другие ленинские письма и слова, обращенные к Горькому, было проникнуто большой человеческой и государственной заботой о могучем та ланте, тревогой за тогдашние ошибки и за блуждения великого пролетарского писате ля, стремлением поддерж ать его в трудный час. Вместе с тем, в этой заботе не было ничего похожего на оранжерейный уход: отметая с дороги рассуждения о «незави симом» от общества, вознесенном «над схваткой» искусстве, Ленин никогда не при знавал свежеиспеченных теоретиков, счи тавших, что пролетарскую культуру нужно выращивать в парниковых условиях из ка кого-то особого, «классово-чистого» и, в об- щем-то, не существующего в природе чело веческого материала. В этих ленинских мыслях проступал облик новой революцион ной литературы в целом, утверж далась как первое и непреложное условие творческого успеха идея ее постоянной и непосредствен ной связи с народом и временем. Так, в конкретной исторической обстановке и по отношению к конкретному писателю осу щ ествлялся ленинский тезис о партийном руководстве творческим литературным про 1 В. И. Л е н и н. Соч., 4-е изд,, т. 35, стр. 349— 350. цессом, выдвинутый и обоснованный Иль ичем еще, в 1905 году. Д л я молодого поколения советских писа телей, тех, о ком говорилось выше, кто де лал революцию своими руками, сама идея этого руководства, да и собственно партий ность как таковая, оборачивалась смыслом и содержанием их жизни и борьбы, форми ровала их взгляды, определяла любой по ступок. Она не только заостряла молодую писательскую мысль, сообщая ей смелость и точный прицел, адресуя ее к большому читателю. Она — и это очень важно пони мать и помнить! — становилась краеуголь ным камнем формирующегося творческого метода, оселком, на котором оттачивалось мастерство. Вопреки воплям и клеветниче ским наветам наших противников из бур ж уазного лагеря, она отнюдь не обедняла молодых художников «узкой тенденциоз ностью». Наоборот! Тот, кто выходил той грозной порою на ее нелегкий фронтовой путь, тот со всей неизбежностью оказы вал ся на главном направлении эпохи, становясь человечески и писательски богаче с каждым прожитым днем. В ряду самых ярких тому свиде тельств— книги Дмитрия Фурманова. По жалуй, во всей полувековой истории нашей литературы нет ничего равного «Чапаеву» и «Мятежу» по той силе искренности и правды, по убедительной наглядности и обезоруживающей простоте, с которой вос создан здесь подвиг партии в годы гр аж данской войны, раскрыт «секрет» и законо мерность ее победы. Один из первых читателей «Мятежа» восторженно писал Фурманову в 1925 году, что книга его «это — прямо — худож ествен но изложенный, жизнью порожденный учеб ник большевистской тактики». Очень верное наблюдение: писатель-комиссар действи тельно создает нечто вроде отчета о проде ланной им партийной работе, пытается, и притом весьма успешно, обобщить свои мно? гочисленные записи и мысли, поделиться с товарищами богатейшим опытом, вынесен ным, по меньшей мере, с трех фронтов гражданской войны. Когда, окончательно завершив «Мятеж», Фурманов познакомил с ним группу товари щей, боровшихся рядом с ним в Верном, иные из них даж е засомневались: своевре менно ли так писать об этом, с такой от кровенностью раскрывать тактические ходы и приемы организаторской партийной р а боты!.. Документальность, фактографичность плюс очевидное авторское пристрастие к рассуждениям и методическим выводам по служили весьма благодарной почвой для язвительных замечаний в адрес молодого писателя-коммуниста: фурмановские, от пер вой до последней строки советские, партий ные книги явно не укладывались в тради ционные представления иных критиков и читателей старого закала о романе, о худо жественной литературе вообще. Д аж е др у жественно расположенные к Фурманову
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2