Сибирские огни, 1968, №9
тов должны были не фигурально, а пракги- ся, все тот ж е боевой призыв — только чески, на самом деле, стать и бомбой, и поэтичнее, психологически тоньше он стал, знаменем, приобрести реально осязаемую приноровленный к возросшему духовному силу рычагов, «выволакивающих республи- уровню современника. И еще заметнее бро- ку из грязи»,— лишь этим можно было, по салясь в глаза эти новые качества в прозе, их убеждению, оправдать дело, которому Еще тогда, в октябре двадцатого года, они себя посвятили. Мы знаем, порою, в полемическом зап а ле, в яростных атаках на обитателей «бар ских садоводств поэзии — бабы капризной», тот ж е Маяковский и его друзья по ЛЕФ у впадали в крайности, начинали проповедо вать чистый утилитаризм, сознательно пе речеркивая специфику искусства. Но это было лишь в теории — стихи же оставались стихами и неизменно брали свое. В то же время постоянное требование агитационной актуальности и остроты, повседневные твор ческие. встречи с читателем-коммунаром* чувство нарастающей личной ответственно сти за все происходящее в стране, органи ческое приобщение ко всему, чем жила, во имя чего работала, боролась, страдала молодая республика,— другими словами, все, что являлось, по сути, партийной, по литической работой в литературно-худож е ственном ее воплощении,— воздействовало на художника с огромной силой, обогащ а ло, оттачивало его мировоззрение. Возника ла некая социально-психологическая реак ция, в результате которой партийность становилась для «агитатора, горлана, гла варя» главным и определяющим признаком его поэтического таланта. И Маяковский не случайно уже тогда, в двадцатом году, в самом первом Стихотворении своем, вос создающем образ Ильича, высказал это убежденно, осознанно и страстно, словно присягу: П оэтом не бы ть мне бы, если б не это пел — в звездах пятиконечны х небо безм ерного свода РКП! Пройдет полтора десятка лет, и в д о кладе Бухарина на Первом съезде писате лей прозвучит мысль об «устарелости» и «ограниченности» агитационного начала в художественном слове, о примитивности произведений, которые строились и строят ся на нем, о необходимости отказаться от него, как от пройденного творческого этапа в нашей литературе. Это вкступление поэ ты, присутствовавшие на съезде, сразу же приняли в штыки: первое и крупнейшее послеоктябрьское завоевание советской ли тературы невозможно было снять с ее по стоянного вооружения. Конечно, читатель, которому когда-то адресовались книги пер вых революционных лет, успел вырасти, и поэтический ключ к нему требовался уже иной. Стариковский разговор на завалинке его уже не устраивал, а новое поколение крестьянского, вернее, уже колхозного комсомола, подросшее к середине тридцатых годов, вместо грубоватых демьяновских агиток все охотнее распевало «Катюшу» и «Трех танкистов». Но ведь в новых, моло дых этих песнях звучал, если прислушать- знакомясь с культурной жизнью «этой не постижимой России», Герберт Уэллс не об наружил здесь литературы: «за исключени ем некоторых, поэтов, никто сейчас в России ще пишет книг...» Это нимало не удивило автора «Борьбы миров». Ведь науку, ис кусство, литературу сам он убежденно счи тал «оранжерейными растениями», требую щими тепла, внимания, ухода, между тем как «грубая марксистская философйя», на чисто лишенная созидательных творческих идей и даж е прямо враж дебная им, не име ла, по мнению Уэллса, и понятия «об усло виях, необходимых для сохранения интел лектуальной жизни общества». Хорошо еще, что образумившиеся большевики от чаянно пытались спасти хоть какие-нибудь обломки прежней культуры — те же театры, к примеру... Впрочем, никаких особых ил люзий на этот счет наш добрый английский гость по тому времени и не питал: м ага зины на Невском были заколочены, поезд из Москвы в Петроград тащился целых двадцать два часа вместо четырнадцати, несколько крупных ученых и писателей, с которыми встретился Уэллс, не имели во ротничков и обматывали шею шарфами, а у Максима Горького, как выяснилось, ока зался — подумать только! — «один-един- ственный костюм — который на нем». Сло вом, свидетельства литературного всеобще го российского краха были, как говорится, налицо... Впрочем, бог с ним, с Уэллсом!.. Надо ду мать, что не только он, но и сами-то бу дущие классики нашей литературы чаще всего не представляли себе в тот ветреный, боевой октябрь последнего года граж дан ской войны завтрашнюю свою судьбу, не догадывались о книгах, уж е зародившихся у них под сердцем, о том, что ударил их звездный час... Буденновцы, друзья и сорат ники Николая-Павки, перебрасывались на врангелевский фронт — большое наступле ние развертывалось здесь в те дни. И вме сте с прославленными эскадронами готовил ся к решающему удару на черного барона конармеец Исаак Бабель. А редактор-фрон товик Леонид Леонов (шел ему двадцать второй год и печатался он тогда под псев донимом «М. Лаптев») верстал свои новые стихи, все те же агитки, близкие по духу и стилю демьяновским, в очередной номер газеты Пятнадцатой, со дня на день Си- вашской, дивизии. А девятнадцатилетний инструктор дивполитотдела С аш а Фадеев, по прозвищ)1 Булыга, воевал той осенью в 3-й Амурской — вместе со славными бойцами Народно-революционной армии наступал «по долинам и по взгорьям», очищая З а байкалье от японцев и семеновских банд. Можно называть еще имена, прослежи вать все новые зачины писательских судеб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2