Сибирские огни, 1968, №9
ся бы мне каким-нибудь сказочным героем и поснести всем белым головы...» Так искренне и непосредственно реаги ровал на чтение зазубринского романа «Д ва мира» один из коммунаров «Майского утра» И ван Блинов. Товарищи его испыты вали то ж е самое: книга, написанная и вы ш едш ая в 1£)21 году, по горячим, еще ды мящимся следам колчаковских зверств и колчаковского разгрома, звала .к немедлен ным выводам и немедленному действию Такой задум ал ее и сам автор — армейский ж урналист Владимир Зазубрин. «Работая... я ставил себе определенные задачи — дать красноармейской массе просто и понятно написанную вещь о борьбе «двух миров» и использовать агитационную мощь худож е ственного слова»,— рассказывал впослед ствии писатель, оговариваясь при этом, что рож дались «Два' мира» в своеобразном внутреннем споре между политработником и художником, и это сказалось на ее каче стве — кое-что получилось поспешным, ском канным, сырым. «Очень страшная, ж уткая книга; конеч но, не роман, но хорошая, нужная кни га»,— так свидетельствовал Горький о впе чатлении, произведенном «Двумя мирами» на Владимира И льича1. Здесь характерно все: и высокая оценка идеи, направленности, содерж ания, отразив ш ая тогдашнее первостепенное ленинское требование к литературе как оружию пря мой и действенной политической агитации, и оговорка («конечно, не роман»), которую, думается, можно с уверенностью восприни мать как еще одно подтверждение того, чго Ленин не собирался делать скидок на актуальность за счет художественных до стоинств. Тем более, что та ж е мысль, толь ко более развернутая, проступила в Извест ном высказывании Ильича о Демьяне Бед ном, агитационное значение работы которо го Ленин, по словам Горького, «усиленно и неоднократно подчеркивал»: « — Грубоват. Идет за читателем, а на до быть немножко впереди...»2. Пож алуй, именно Демьян, в первую го лову, может быть назван классиком недол гой, но пламенной поры военного комму низма. Он действительно «первый прорвал вековую духовную блокаду народных масс буржуазией, которая не давала к ним д о ступа художественного слова... Он первый собрал многомиллионного рабоче-крестьян ского читателя и показал другим путь к не му»,— писали работники «Правды» в 1923 году, поздравляя поэта с орденом Красного Знамени, которым его награди ло Советское правительство. Ленинский ВЦИК. И добиться такого успеха Бедному удалось как раз потому, что он во всем: в грубо-веселой или торжественной интона ции, в подкупающей манере простецкой, 1 М . Г о р ь к и й . П редисловие к роману В. Зазубри н а «Д ва м ира», 1928, иад. «С оветская Р оссия». М .. 1958. 2 М. Г о р ь к и й . «В. И . Л енин». Собр. соч. в 30 том ах. ГИХЛ. М ., 1952, т, 17, стр. 45. доверительной беседы с читателем из наро да, в языке, понятном, своем, доподлинно мужицком, в редкостном умении готовно, просто и доходчиво растолковать любой декрет новой власти, любое событие, про исходящее в стране и за ее пределами,— с наибольшей силой и последовательностью воплотил ленинскую идею партийно-агита ционного начала в художественном творче стве. «Массовость Бедного, его основная тен денция заключается в том, чтобы им самим досконально понятые и прочувствованные партийные призывы, партийные настроения, партийные нужды превратить в отчеканен ные медали или монеты, которые покатятся буквально по всем дорогам, всем базарам , которые каждому по карману, потому что они запоминаются. Они очень четко сделаны и благодаря этой чрезвычайной четкости, понятности и ловкости формулировки дела ются кристаллами определенных идей»,— говорил по этому поводу А .' Луначарский, подчеркивая, что, при всем том, нельзя счи тать поэта простым иллюстратором лозун гов ЦК, что он стремится в своей работе выявить и суммировать народный опыт, ре зультат все того же революционного твор чества масс. Во всяком случае, очевидно', что печать народного признания, отмечавшая творче ство этого популярнейшего по тем временам поэта, самая народность его определилась от начала и до конца большевистскими взглядами и позицией Демьяна. Голос его, слышный по всей стране, был голосом пар тии, и читательское доверие и любовь к Д емьяну были и остаются ярчайшим прояв лением глубокой веры народа в партийное слово и дело. О том же говорит и дей ственность его поэзии: известно, что с озор ными частушками Демьяна красные бойцы поднимались ппотив танков Юденича под Питером; написанные Бедным стихотворные листовки катастрофически множили число перебежчиков во врангелевских полках; под его «Проводы» бодро и весело шло в К рас ную Армию молодое пополнение; лихие его агитки, по чуточку завистливому поэтиче скому признанию Есенина, позабыв обо всех прочих поэтах, вовсю распевал «крестьян ский комсомол». Правильность творческого прицела, взя того Демьяном в семнадцатом -двадцать вто ром годах, убедительно подтверждается еще и тем, что Маяковский, например, в лубоч ных своих стихотворных агитках, в окнах РОСТА, шел по тому же пути. Меньше всего можно рассматривать это как подра жание, гсотя, разумеется, Д ем ьян в первые послеоктябрьские годы располагал несрав ненно большим опытом и умением в поэти ческом разговоре по душам с мужиком и рабочим, нежели вчерашний футурист, и Маяковскому было чему здесь поучиться. Но главное тут, конечно, заключалось все в том же прицеле, в одинаково верном по нимании насущной поэтической задачи дня. Песня и стих в глазах каждого из поэ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2