Сибирские огни, 1968, №9

ся бы мне каким-нибудь сказочным героем и поснести всем белым головы...» Так искренне и непосредственно реаги­ ровал на чтение зазубринского романа «Д ва мира» один из коммунаров «Майского утра» И ван Блинов. Товарищи его испыты­ вали то ж е самое: книга, написанная и вы­ ш едш ая в 1£)21 году, по горячим, еще ды ­ мящимся следам колчаковских зверств и колчаковского разгрома, звала .к немедлен­ ным выводам и немедленному действию Такой задум ал ее и сам автор — армейский ж урналист Владимир Зазубрин. «Работая... я ставил себе определенные задачи — дать красноармейской массе просто и понятно написанную вещь о борьбе «двух миров» и использовать агитационную мощь худож е­ ственного слова»,— рассказывал впослед­ ствии писатель, оговариваясь при этом, что рож дались «Два' мира» в своеобразном внутреннем споре между политработником и художником, и это сказалось на ее каче­ стве — кое-что получилось поспешным, ском­ канным, сырым. «Очень страшная, ж уткая книга; конеч­ но, не роман, но хорошая, нужная кни­ га»,— так свидетельствовал Горький о впе­ чатлении, произведенном «Двумя мирами» на Владимира И льича1. Здесь характерно все: и высокая оценка идеи, направленности, содерж ания, отразив­ ш ая тогдашнее первостепенное ленинское требование к литературе как оружию пря­ мой и действенной политической агитации, и оговорка («конечно, не роман»), которую, думается, можно с уверенностью восприни­ мать как еще одно подтверждение того, чго Ленин не собирался делать скидок на актуальность за счет художественных до­ стоинств. Тем более, что та ж е мысль, толь­ ко более развернутая, проступила в Извест­ ном высказывании Ильича о Демьяне Бед­ ном, агитационное значение работы которо­ го Ленин, по словам Горького, «усиленно и неоднократно подчеркивал»: « — Грубоват. Идет за читателем, а на­ до быть немножко впереди...»2. Пож алуй, именно Демьян, в первую го­ лову, может быть назван классиком недол­ гой, но пламенной поры военного комму­ низма. Он действительно «первый прорвал вековую духовную блокаду народных масс буржуазией, которая не давала к ним д о­ ступа художественного слова... Он первый собрал многомиллионного рабоче-крестьян­ ского читателя и показал другим путь к не­ му»,— писали работники «Правды» в 1923 году, поздравляя поэта с орденом Красного Знамени, которым его награди­ ло Советское правительство. Ленинский ВЦИК. И добиться такого успеха Бедному удалось как раз потому, что он во всем: в грубо-веселой или торжественной интона­ ции, в подкупающей манере простецкой, 1 М . Г о р ь к и й . П редисловие к роману В. Зазубри н а «Д ва м ира», 1928, иад. «С оветская Р оссия». М .. 1958. 2 М. Г о р ь к и й . «В. И . Л енин». Собр. соч. в 30 том ах. ГИХЛ. М ., 1952, т, 17, стр. 45. доверительной беседы с читателем из наро­ да, в языке, понятном, своем, доподлинно мужицком, в редкостном умении готовно, просто и доходчиво растолковать любой декрет новой власти, любое событие, про­ исходящее в стране и за ее пределами,— с наибольшей силой и последовательностью воплотил ленинскую идею партийно-агита­ ционного начала в художественном творче­ стве. «Массовость Бедного, его основная тен­ денция заключается в том, чтобы им самим досконально понятые и прочувствованные партийные призывы, партийные настроения, партийные нужды превратить в отчеканен­ ные медали или монеты, которые покатятся буквально по всем дорогам, всем базарам , которые каждому по карману, потому что они запоминаются. Они очень четко сделаны и благодаря этой чрезвычайной четкости, понятности и ловкости формулировки дела­ ются кристаллами определенных идей»,— говорил по этому поводу А .' Луначарский, подчеркивая, что, при всем том, нельзя счи­ тать поэта простым иллюстратором лозун­ гов ЦК, что он стремится в своей работе выявить и суммировать народный опыт, ре­ зультат все того же революционного твор­ чества масс. Во всяком случае, очевидно', что печать народного признания, отмечавшая творче­ ство этого популярнейшего по тем временам поэта, самая народность его определилась от начала и до конца большевистскими взглядами и позицией Демьяна. Голос его, слышный по всей стране, был голосом пар­ тии, и читательское доверие и любовь к Д емьяну были и остаются ярчайшим прояв­ лением глубокой веры народа в партийное слово и дело. О том же говорит и дей­ ственность его поэзии: известно, что с озор­ ными частушками Демьяна красные бойцы поднимались ппотив танков Юденича под Питером; написанные Бедным стихотворные листовки катастрофически множили число перебежчиков во врангелевских полках; под его «Проводы» бодро и весело шло в К рас­ ную Армию молодое пополнение; лихие его агитки, по чуточку завистливому поэтиче­ скому признанию Есенина, позабыв обо всех прочих поэтах, вовсю распевал «крестьян­ ский комсомол». Правильность творческого прицела, взя­ того Демьяном в семнадцатом -двадцать вто­ ром годах, убедительно подтверждается еще и тем, что Маяковский, например, в лубоч­ ных своих стихотворных агитках, в окнах РОСТА, шел по тому же пути. Меньше всего можно рассматривать это как подра­ жание, гсотя, разумеется, Д ем ьян в первые послеоктябрьские годы располагал несрав­ ненно большим опытом и умением в поэти­ ческом разговоре по душам с мужиком и рабочим, нежели вчерашний футурист, и Маяковскому было чему здесь поучиться. Но главное тут, конечно, заключалось все в том же прицеле, в одинаково верном по­ нимании насущной поэтической задачи дня. Песня и стих в глазах каждого из поэ-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2