Сибирские огни, 1968, №9

.лить по-хозяйски вслед за учителем в мир •огромный и многоцветный: вечерние часы Т опоров начал систематически отводить для чтения вслух, знакомя коммунаров с Пуш ­ киным и Мольером, Метерлинком и Турге­ невым, Фетом и Толстым, с новинками зарождающ ейся советской литературы. Крестьяне не просто слушали книги (а приходили они на эти чтения все поголов­ но, даж е малышей укладывали тут же, на столах, в сельском клубе молодые матери и старые бабки, чтобы не пропустить встре­ чи с очередным писателем), но коллек­ тивно обсуждали их. И, затратив на уди­ вительный и благодарнейший этот опыт без малого двенадцать лет, Топоров убедился, что, вопреки всяческим опасениям, насмеш ­ кам и пророчествам, все шедевры мировой литературы, которые он открыл своим слу­ ш ателям— «Ревизор» и «Власть тьмы», «Скупой рыцарь» и «Недоросль», «Тар­ тюф» и «На дне», «Горе от ума» и «Одис­ сей»,— выслушивались здесь, на деревне, с затаенным дыханием, с живым участием в судьбах героев и переживаниях художников и оценивались в основных своих чертах «тождественно с общепринятым в литера­ ту ре»— гений воспринимался и чув­ ствовался тружениками с любого расстоя­ н и я , из любой глубины времени. Учитель с волнением записывал слова душевной кре­ стьянской благодарности Пушкину — чтение его повестей, стихов и поэм стало праздни­ ком в коммуне. «Читаю, бывало, и «остро ощущаю сотни воткнувшихся в меня глаз. И от этого в душе было сияние и легкий взлет»,— вспоминал впоследствии Топоров. Разумеется, история эта по-своему ис­ ключительна: ведь не всякая ртеревня, не всякая коммуна могла бы, по тем време­ нам, похвалиться таким учителем. Исклю­ чительность эта усиливается еще больше, если иметь в виду, что именно здесь, в «Майском утре», в числе активнейших уча­ стников этих чтений-диспутов оказались сразу будущие дед и отец еще не родив­ шегося Космонавта-Д ва: Степан Титов был одним из любимейших учеников Топорова, верным его помощником и другом... Но, с другой стороны, быть может, как раз в этом 1 удивительном совпадении обстоятельств осо­ бенно остро и сильно, прямо-таки символи­ чески даж е, проявилась типичность того, что происходило в стране. Во всяком слу­ чае, начало звездной ' эстафеты, могучего, космического нынешнего нашего взлета про­ слеживается здесь с наибольшей отчетли­ востью от самых первых, от исходных послеоктябрьских рубежей. Однако освоение прошлого богатства, воспитание нового многомиллионного чита­ теля на благодарной этой основе было лишь половиной дела. Постигая труднейшую нау­ ку управления огромным государством, щедро оплачивая собственной кровью к аж ­ дую ошибку и находку, этот новый читатель и герой — будь то слесарь с Путиловца или Гужона, ивановская или трехгорная ткачиха, отчаянный буденновец или балтий­ ский матрос, молодой чекист или кресть- янин-комбедовец,— словом, современник тех грозных и счастливых- лет, современник и солдат Ленина,— рос /уховно, набирался великой мудрости не по дням, а по часам, И потому-то все требовательнее тянулся он за хорошей, умной, правдивой книгой, ко­ торая рассказала бы ему о нем самом, о его борьбе и судьбе, помогла бы ему глуб­ же понять себя, свою жизнь и будущее... Разъяснение политики и сущности новой власти, агитация за нее — таково было одно из самых важных боевых заданий, которое поставили перед новорожденной советской литературой революция и* партия. И это сразу же определило специфику литератур­ ного процесса первых послеоктябрьских лет, особенности и неповторимое своеобразие каждой рождающейся в те дни строки и каж дой выходящей книги. Собственно гово­ ря, просветительско-агитационное устремле­ ние являло собою едва ли не самую х а­ рактерную примету тогдашнего времени, и задание, о котором идет речь, призваны были выполнять в ту пору все коммунисты вообще, все партийные и беспартийные бойцы культурно-революционного фронта в особен­ ности. 10 декабря 1918 года Совет Н арод­ ных Комиссаров принял знаменитый декрет о ликбезе — «О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя», уж е само его название подчеркивало дву- единство намеченной цели. И разве не ту ж е идею несла в себе крылатая ныне фраза: «Мы не рабы», открывавш ая первый советский букварь: знание воистину стано­ вилось освобождением, оборачивалось све­ том и силой с самых начальных, неуклюжих и робких к нему шагов. Этот свет, эту простую и нужную, как слово комиссара, как пайковая осьмушка, как «цинка» с патронами, самую главную правду великой борьбы понесли в народ и первые литературные произведения совет­ ских лет. «Объезж ая разные фронты, я все более убеждался, что художественная ли­ тература служила на фронте хорошим аги­ тационным материалом. Она принималась красноармейской массой лучше’ докладов и агитационных бесед»,— писал А. Серафимо­ вич в «Правде» 12 сентября 1920 года в статье «Несите им художественное творче­ ство». И, подкрепляя этот вывод непосред­ ственными впечатлениями, рассказывал, как жадно потянулись бойцы на колчаковском фронте к привезенному им литературному журналу, "как впитывали в себя писатель­ ское слово конники, уходящие на борьбу с Врангелем. « — Слушал я ее с тихим дыханием. Л адил не прослушать каж дое слово. И за ­ помнил я всю эту картину: пожары, убий­ ства, расстрелы, разорванных лошадей. Во г партизанские Ьемьи уезжают из разоренных белыми деревень. Рвутся снаряды. Кругом пожар. И в это время кулак правой руки у меня туго заж ался и зубы заскрипели. И я проговорил: «У, язви вас, сволочи!» В голове у меня появилась мысль: сделать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2