Сибирские огни, 1968, №9
му. Изысканный Блок широко распахнул свои страницы для живого и грубого го вора улицы, для митинговых лозунгов и солдатских частушек. Маяковский, работая над поэмой «150000000», создал причудли вый былинно-футуристический гибрид, а в «Мистерии-Буфф» вывернул наизнанку биб лейский миф о всемирном потопе. К биб лейским и евангельским образам, кощун ствуя и славословя, обратился и Сергей Есенин в своих первых послеоктябрьских поэмах. В творчестве каждого,— любое из этих произведений справедливо рассматри вается ныне как своеобразное звено,— мож но проследить и доказать закономерность возникновения того или иного приема, их связь с тем, что было написано ранее или потом. Но пересечение всех этих звеньев на Октябрьском рубеже, конечно же, не слу чайно. Это любопытнейшее проявление сдвига и развития социальной психологии творчества, объединяющее практически всех писателей-профессионалов, отдавших свое перо Революции. Ибо за всем этим осязает ся нечто очень важное: стремление проло ж ить путь к сердцу и разуму народного читателя, поиск максимальной понятности и доступности, первые, порою наивные, но не изменно искренние попытки установить кон такт с новой, многомиллионной и до сей поры молчаливой аудиторией, с той самой улицей, которая недавно еще, вы раж аясь словами Маяковского, «корчилась безъязы кая». Среди многих неожиданных впечатлений, поразивших у нас Герберта Уэллса в осад ную осень двадцатого года, была публика, окруж авш ая его на многочисленных теат ральных представлениях в . П етрограде и Москве. В заполненных до отказа ложах и партере вместо блестящих мундиров и ве черних платьев повсюду виднелись красно армейские гимнастерки, косоворотки и по тертые пиджаки мастеровых, кумачные ко сынки работниц, блестящие удовольствием и любопытством глаза школьников. Это им звучал теперь раздольный голос Шаляпина в «Севильском цирюльнике» и «Хованщи не», перед ними демонстрировали свое м а стерство Монахов и Андреева в «Отелло». И это для них, несмотря на нехватку бу маги, печатались со старых матриц массо вым тиражом произведения Гоголя, Некра- сбва, Толстого и других русских классиков, для них «в этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытываю щей бесконечные лишения», осуществлялось по инициативе Горького литературное начи нание, немыслимое по тому времени, как признавался Уэллс, «ни в . богатой Англии, ни в богатой Америке»: переводились на русский язык лучшие произведения мировой литературы... Все это были лишь отдельные участки огромного фронта культурной революции, развернувшейся в освобожденной стране, лишнее свидетельство того страстного по рыва к знанию, к духовному богатству, который склонил над книгами, привел в те атральные нетопленные залы и пролеткудь-- товские студии многие и многие тысяйи людей. Непросто было овладеть этим бо гатством: ведь в подавляющей своей массе новый читатель и зритель был элементарно безграмотен и начинать ему приходилось буквально с азов, с букваря. Кроме того, над многими из тех, кто мог и обязан бцл приобщить его к литературным шедеврам прошлого, довлел груз предрассудков. Они заключались не только в проявле ниях чисто барского высокомерия по отно шению к той же кухарке или мастеровому, которые пытаются вникнуть в Достоевского, в Шиллера, идут слушать «Садко». Ведь еще Л ев Толстой, которому заведомо чуж дой была эта болезнь и для которого по просту не существовало проблемы «имеют ли дети народа право на искусство», все- таки утверждал, что большая литература наша, Пушкин, Гоголь, Фет непонятны и чужды простому народу и останутся чуж дыми навсегда. Толстой заявл ял это, опи раясь на собственный преподавательский опыт, вынесенный им из Яснополянской школы, на своеобразно развернутое личное представление о классовой природе искус ства: мол, то, что создается господами и для господ, заведомо не нужно мужику, у которого свои, выработанные веками трудо вой жизни, более справедливые и чистые понятия о прекрасном, свое искусство. Очень любопытно, что с этими взгляда ми своеобразно смыкались футуристы, про- леткультовцы, а несколько позже — напо- стовцы в своих толкованиях классово «чи стой» природы пролетарского искусства, в своем яростном нигилистическом отметании классического наследства и творчества пи- сателей-«попутчиков». И нужно было снова и снова, терпеливо, настойчиво, неотступно утверждать в сознании людей, поднявших- - ся на строительство новой жизни, очевид ную для нас истину: «коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»1. Эту разъяснительную, пропагандистскую работу, при всей огромной немыслимой за нятости своей, не уставал вести Владимир Ильич. Ее вытягивали на своих-плечах Л у начарский, Горький, Брюсов... А где-то в самых дальних глубинах России подхваты вали и продолжали ее десятки, сотни про- светителей-энтузиастов. В их. числе был и сельский учитель Адриан Топоров, который весной двадцатого года вместе с группой крестьян-бедняков основал в алтайской лес ной глухомани коммуну «Майское утро». Работали коммунары — двадцать семей — не за страх, а за совесть, от ранней зари до поздней ночи: надо было корчевать пни, строить дома, пахать, сеять, караулить по ночам, ибо не раз грозились напасть бан диты. Надо было одолевать букварь, р а з - , делываться с темнотой, с невежеством. И не просто учиться чтению и письму, но вхо- 1 В. И. J1 е н и а. Соч.. 4-е изд., т. 31, стр. 262.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2