Сибирские огни, 1968, №9
KPIflTlflKA Вс. СУРГАНОВ Первый д е н ь Молодая советская литература родилась в огне революции. Творчество писателей, стоящих у ее истоков, было сродни револю ционному творчеству миллионов, которые, почуяв в своих руках «миров приводные ремни», вдохновенно, яростно, деловито вершили историю. Образы и строфы, возни кавшие в воображении художников «пер вого дня», книги, создаваемые ими, можно с уверенностью считать прямым результа том этого революционного творчества, о ко тором онова и ,снова говорил и писал Л е нин, черпая в нем свою убежденность в не избежной победе рабочего дела. В конечном и самом главном счете вера в возможность этого творчества стала свое го рода пробным камнем, определявшим позицию каждого интеллигента с первых же послеоктябрьских месяцев. Мы знаем, очень многие из писателей старшего поколения, при всем просвещен нейшем своем либерализме, восприняли как личное оскорбление самую идею насчет кухарки, которая долж на научиться управ лять государством. «Младшего брата» мож но было жалеть, можно и даж е модно было проявлять к нему всякое сочувствие, покуда он знал свое место, свой станок либо соху, свою кухню и кузню, кочегарку или пра чечную. Но едва он, труженик и всеобщий кормилец и потому законнейший хозяин земли, заводов, университетов,, «проснулся, исполненный сил», распрямил спину и предъявил свои несомненные права на власть, в стране, на человеческие условия труда и жизни, на духовные богатства, как иные вчерашние плакальщики в уж асе ш а рахнулись от него, подняв злобный визг о палке, которая должна загнать в «ста рый хлев» «народ не уважающий свя тынь». « — Как могло случиться, чго Иван Б у нин, так тонко, так художественно писав ший мужика, очутился по одну сторону пропасти, а эти самые мужики — по дру гую ?— восклицал Серафимович на страни цах «Известий» в декабре семнадцатого года. — Как могло случиться то же самое с Евгением Чириковым, который п и сал , му жиков хоть и не художественно, но ж ало стливо и любовно, и с Юлием Буниным, который в молодости боролся за мужика как революционер?.. Все видят, как солдаты торгуют спичка ми, переполняют трамваи, ломают вагоны, разбивают погреба, как рабочие вывозят в тачках администрацию, как крестьяне разо ряют имения, видят ошибки, падения и злоупотребления; и никто не видит колос сального, невиданного до того в мире сози дания народной власти. Д аж е не в центре, не в Смольном, а по всему лицу земли русской, в каждом уголке ее. ПосДе сотни лет рабства, унижения, мертвой петли, убийства всякого почина русский народ вы прямляется, гигантски организуясь...» « — Русской интеллигенции — точно мед ведь на ухо наступил: мелкие страхи, мелкие словечки,— откликался Блок.— Стыдно сей час надмываться, ухмыляться, плакать, ло мать руки, ахать над Россией, над которой пролетает революционный циклон... Что же вы думали? Что революция — идиллия? Что творчество ничего не разруш ает на своем пути? Что народ паинька?..» И, вглядыва ясь в грохочущий, вспененный, обрушиваю щий берега и остатки заплотов поток Вре мени, поэт призывал своих собратьев всем телом, всем сердцем, всем сознанием слу шать Революцию и пророчески говорил о людях, выраставших из пробужденных на родных глубин: «есть такие, в которых еще спят творческие силы; они могут в буду щем сказать такие слова, каких давно не говорила наша усталая, несвежая и книж ная литература...» Преодоление этой «несвежести» и книж ности стало для писателей-первопроходцев задачей номер один — сама действитель ность продиктовала им ее непреложные условия. Всякий решал эту задачу по-свое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2