Сибирские огни, 1968, №9
Меткие эпиграммы сочиняли нерчинский конторщик А. И. Шумихин и горный инже нер Д . И. Мыслин, служивший на Онон- ских приисках. В Чите был свой Козьма Прутков— •сатирик «Мартын Мымрин», доставлявший полиции немало хлопот, т. к. в 1905— 1906 году его стихи появлялись на витри нах. Среди соавторов «Мымрина» был А. П. Кожиков, сообщивший эти сведения. Некоторые рукописные журналы оста лись только в черновиках и проектах. Так, в 1828 году художник Н. А. Степанов за тевал сатирический листок «Минусинский раскрыватель». В Иркутской военной про гимназии готовился выпуск ж урнала. В З а байкалье в 1870 году составили программу «Нерчинского городского листка»... Помимо русской, существовала рукопис ная литература и на язы ках национальных меньшинств Урала и Сибири. Пока она почти неведома. В Иркутске, например, выходили ученические рукописные ж урна лы на бурятском языке — в учительской се минарии: «Утренние сумерки» (1Й07, 2 но мера, «Товарищ» (1917, 6 номеров), «Вол на» (1917, № 1), в духовной семинарии — «Искра» (1917, 9 номеров). Кроме того, был объединенный ж урйал «Огни». В 1912 г. в Бохоне местные учителя-буряты выпускали свой рукописный ж урнал «Сумерки»1. На длинных сибирских дорогах, когда на почтовых путник два месяца добирался от столицы до Иркутска (даж е правитель ственные курьеры преодолевали это расстоя ние не ранее 18 суток), знаменитые «стан ционные книги» превращались в своеобраз ные сатирические журналы. Очень ж аль, что они не сохранились. Но начальство их все же почитывало. К ак;то в 50-х годах нерчинец Евграф Верхотуров (дядя извест ного художника) написал в такой книге столь злое «обличение» забайкальского гу бернатора Запольского, что три года про сидел в тюрьме. В очень распространенных в прошлом веке альбомах встречались весьма ценные записи. В одном иркутском альбоме, напри мер, сохранилось стихотворение М. В. З а госкина по поводу казни К. Г. Неустроева (1883): Сверш илось! Он погиб! И сполненны й надеж ды П олезны м бы ть — вернулся в край родной, О. если бы он зн ал, что здесь одни невеж ды Д а палачи орудую т толпой. Он растоптал бы в прах все светлы е надеж ды И не покинул бы науки храм святой. О виновнике гибели Неустроева — ир кутском губернаторе Анучине говорилось: Почтим и мы тебя торж ественною тризной И снидеш ь ты в могилу — наш «герой» От всей душ и прокляты й всей отчизной I] возвеличенны й опричников хвалой. Некоторые альбомы наглядно характе ризовали владельца и кружок его друзей, 1 С П. Б а л д а е' в. О рукописны х произведе ниях бурятской литературы , —В ки.: С. П. Б алда- «в. И збранное. У лан-У дэ. 1961, стр. 222.—253. составлявших порой все «культурное гнез до» какого-нибудь Верхотурья или Нерчин ска. И здесь можно встретить альбомы, о которых приятель Пушкина П. Л . Яковлев писал, что через 50 лет они «будут дорож е целой русской библиотеки». Общая оценка журналов, сборников, альбомов и прочих рукописных свидетельств эпохи, конечно, непременно должна учиты вать, в какой мере они «выделяют интере сы гражданские и культурные от интере сов и спекуляторов местной почвы». В этом еще в 80-х годах Н. М. Ядринцев видел на сущную потребность сибирской ж урнали стики. Находясь в сфере мелких вопросов, ру кописные издания обрекли себя на ско рое забвение. Питаясь частными случаями, они исчезали вместе с ними. Наоборот, из дания, прививавшие интерес к социальным и литературным вопрЬсам, надолго остав ляли след в памяти читателей. Появление такой рукописной литературы тесно пере плетается с политической ссылкой, с исто рией распространения партийных изданий. Это особая и большая тема. Материал для ее освещения еще требует широких разы сканий. , Д ля лучших рукописных ж урналов были характерны просветительские и краеведче ские устремления, попытки собрать на од ной платформе местные живые силы и со действовать их развитию. Но даж е при такой «мирной» программе издание руко писного журнала часто было гражданским подвигом. Мы видим это на примерах А. И. Орлова (К яхта), И. В. Багаш ева (Нерчинский завод), М. В. Загоскина (И р кутск), И. М. Первушина (Шадринск) и др. Вполне возможно, что наиболее яркие и смелые издания до нас так и не дошли: они уничтожались, чтобы не стать добычей ж андармов. Конечно, в наш век литература — это преимущественно печатное слово, а все ру кописные источники — материал музеев и архивов. Но в Сибири и на Урале в архи вах пока очень мало личных фондов. Поэ тому необходимы поиски именно письмен ных источников, особенно находящихся в частных руках, в семейных бумагах. Чутье на такие ис+очники — особый талант. Он зависит от умения оценивать «содержание» связей. Ведь ни один литератор не живет Робинзоном. У него всегда есть своя сре да, своя трибуна, корреспонденты, издате ли, критики и друзья. Расшифровка этих связей, кажущихся порой совсем случайны ми, иногда приводит к неожиданным и по рой важным открытиям. Литературовед, историк, фольклорист и этнограф — все они могут встретить в ру кописных ж урналах и сборниках порой единственный источник сведений, которые нигде больше нельзя найти. Отсюда выте кает настоятельная необходимость изучения этих изданий как своеобразной кладовой ценнейших историко-культурных матери алов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2