Сибирские огни, 1968, №9

Меткие эпиграммы сочиняли нерчинский конторщик А. И. Шумихин и горный инже­ нер Д . И. Мыслин, служивший на Онон- ских приисках. В Чите был свой Козьма Прутков— •сатирик «Мартын Мымрин», доставлявший полиции немало хлопот, т. к. в 1905— 1906 году его стихи появлялись на витри­ нах. Среди соавторов «Мымрина» был А. П. Кожиков, сообщивший эти сведения. Некоторые рукописные журналы оста­ лись только в черновиках и проектах. Так, в 1828 году художник Н. А. Степанов за ­ тевал сатирический листок «Минусинский раскрыватель». В Иркутской военной про­ гимназии готовился выпуск ж урнала. В З а ­ байкалье в 1870 году составили программу «Нерчинского городского листка»... Помимо русской, существовала рукопис­ ная литература и на язы ках национальных меньшинств Урала и Сибири. Пока она почти неведома. В Иркутске, например, выходили ученические рукописные ж урна­ лы на бурятском языке — в учительской се­ минарии: «Утренние сумерки» (1Й07, 2 но­ мера, «Товарищ» (1917, 6 номеров), «Вол­ на» (1917, № 1), в духовной семинарии — «Искра» (1917, 9 номеров). Кроме того, был объединенный ж урйал «Огни». В 1912 г. в Бохоне местные учителя-буряты выпускали свой рукописный ж урнал «Сумерки»1. На длинных сибирских дорогах, когда на почтовых путник два месяца добирался от столицы до Иркутска (даж е правитель­ ственные курьеры преодолевали это расстоя­ ние не ранее 18 суток), знаменитые «стан­ ционные книги» превращались в своеобраз­ ные сатирические журналы. Очень ж аль, что они не сохранились. Но начальство их все же почитывало. К ак;то в 50-х годах нерчинец Евграф Верхотуров (дядя извест­ ного художника) написал в такой книге столь злое «обличение» забайкальского гу­ бернатора Запольского, что три года про­ сидел в тюрьме. В очень распространенных в прошлом веке альбомах встречались весьма ценные записи. В одном иркутском альбоме, напри­ мер, сохранилось стихотворение М. В. З а ­ госкина по поводу казни К. Г. Неустроева (1883): Сверш илось! Он погиб! И сполненны й надеж ды П олезны м бы ть — вернулся в край родной, О. если бы он зн ал, что здесь одни невеж ды Д а палачи орудую т толпой. Он растоптал бы в прах все светлы е надеж ды И не покинул бы науки храм святой. О виновнике гибели Неустроева — ир­ кутском губернаторе Анучине говорилось: Почтим и мы тебя торж ественною тризной И снидеш ь ты в могилу — наш «герой» От всей душ и прокляты й всей отчизной I] возвеличенны й опричников хвалой. Некоторые альбомы наглядно характе­ ризовали владельца и кружок его друзей, 1 С П. Б а л д а е' в. О рукописны х произведе­ ниях бурятской литературы , —В ки.: С. П. Б алда- «в. И збранное. У лан-У дэ. 1961, стр. 222.—253. составлявших порой все «культурное гнез­ до» какого-нибудь Верхотурья или Нерчин­ ска. И здесь можно встретить альбомы, о которых приятель Пушкина П. Л . Яковлев писал, что через 50 лет они «будут дорож е целой русской библиотеки». Общая оценка журналов, сборников, альбомов и прочих рукописных свидетельств эпохи, конечно, непременно должна учиты­ вать, в какой мере они «выделяют интере­ сы гражданские и культурные от интере­ сов и спекуляторов местной почвы». В этом еще в 80-х годах Н. М. Ядринцев видел на­ сущную потребность сибирской ж урнали­ стики. Находясь в сфере мелких вопросов, ру­ кописные издания обрекли себя на ско­ рое забвение. Питаясь частными случаями, они исчезали вместе с ними. Наоборот, из­ дания, прививавшие интерес к социальным и литературным вопрЬсам, надолго остав­ ляли след в памяти читателей. Появление такой рукописной литературы тесно пере­ плетается с политической ссылкой, с исто­ рией распространения партийных изданий. Это особая и большая тема. Материал для ее освещения еще требует широких разы ­ сканий. , Д ля лучших рукописных ж урналов были характерны просветительские и краеведче­ ские устремления, попытки собрать на од­ ной платформе местные живые силы и со­ действовать их развитию. Но даж е при такой «мирной» программе издание руко­ писного журнала часто было гражданским подвигом. Мы видим это на примерах А. И. Орлова (К яхта), И. В. Багаш ева (Нерчинский завод), М. В. Загоскина (И р­ кутск), И. М. Первушина (Шадринск) и др. Вполне возможно, что наиболее яркие и смелые издания до нас так и не дошли: они уничтожались, чтобы не стать добычей ж андармов. Конечно, в наш век литература — это преимущественно печатное слово, а все ру­ кописные источники — материал музеев и архивов. Но в Сибири и на Урале в архи­ вах пока очень мало личных фондов. Поэ­ тому необходимы поиски именно письмен­ ных источников, особенно находящихся в частных руках, в семейных бумагах. Чутье на такие ис+очники — особый талант. Он зависит от умения оценивать «содержание» связей. Ведь ни один литератор не живет Робинзоном. У него всегда есть своя сре­ да, своя трибуна, корреспонденты, издате­ ли, критики и друзья. Расшифровка этих связей, кажущихся порой совсем случайны­ ми, иногда приводит к неожиданным и по­ рой важным открытиям. Литературовед, историк, фольклорист и этнограф — все они могут встретить в ру­ кописных ж урналах и сборниках порой единственный источник сведений, которые нигде больше нельзя найти. Отсюда выте­ кает настоятельная необходимость изучения этих изданий как своеобразной кладовой ценнейших историко-культурных матери­ алов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2