Сибирские огни, 1968, №9

Некеторые произведения имеют отметку .об источнике их получения; например, сти­ хотворение «Не жди, чтобы цвела» (ина­ ч е— «Совет») «получено из Петербурга от Д. в рукописи». К статье Герцена «Мысли о России» сделано примечание: «Это сочи­ нение получено от К., во время бытности его в Иркутске, и поправлено по собранию петербургского либерала». В те годы слово «либерал» означало вольнодумца и употреб­ лялось без всякой иронии. И необычное название сборника подчеркивало своеобра­ зие неуступчивой позиции составителей. Н азваное перекликается с одним из выска­ зываний Н. В. Шелгунова, который гово­ рил, что для «новых людей 60-х годов признакам было чиновное бескорыстие, в провинции -Рогда не особенно частое. Новая формация в эпоху движения составляла целую массу «тайных учеников» и «Нико­ димов». Карамзин назвал бы их либерали- стами,- Это были люди искренние и чест­ ные...»'. В течение трех лет «Дибералист» накап­ ливал нелегальный литературный материал, поступавший в Иркутск из Лондона, П е­ тербурга, Москвы, Казани, Нижнего . и Кяхты. Пока можно высказывать только предположения о том, кто налаживал и поддерживал эти связи, переписывал тек­ сты (различается четыре почерка), переда­ вал сборник для чтения, берег от ж андарм ­ ского глаза. Если учесть, что иркутскими корреспондентами Герцена были М. В. З а ­ госкин и Н. А. Белоголовый, их участие и в «Либералисте» вероятно. Весьма возможно такж е участие Н. С. Щукина. Он учился в Главном педагогическом институте, знал Н. А. Добролюбова и, живя в Иркутске, состоял с ним в переписке. Вероятно, не­ которые стихотворения Добролюбова по­ падали в Иркутск непосредственно от него. Многие произведения помещались в «Либералисте» без указания автора. Уточ­ нением авторства некоторых стихотворений сборника занимались И. А. Дергачев (Свердловск) и Е. Г. Бушканец (К а­ зань). Оказалось. «Пророчество» написано П. Л . Лавровым, «17 апреля 1856» — Добро­ любовым, «Шарманка», по-видимому, В. Р. Зотовым и т. д. Весьма примеча­ тельно стихотворение «Triste vale» («Пос­ леднее прости»). Оно написано, как уста­ новил Е. Г. Бушканец, М. В. Загоскиным в год окончания им (1852) Казанской ду­ ховной академии. Стихотворение полно не­ нависти к церковному мракобесию и деспо­ тизму. Автор верит, что народ скоро про- зреет и справедливо отомстит мучителям. И в других произведениях сборника (начиная с «Ответа Белинского Гоголю») содержится проповедь борьбы с церковным дурманом. Все это убеждает нас в том, что , составителем «Либералиста» был М. В. Загоскин. В Иркутске, пожалуй, не было тогда более смелого и убежденного 1 Ш е л г у н о в Н. В. Воспоминания. М .—'П., 1923, стр. 24. противника духовных школ и их лживого «просвещения». Д аж е много лет спустя, в 1892 году, М. В. Загоскин укорял редакто­ ра газеты «Сибирь» М. Я. Писарева: «Друг мой, ужели ты так мало знаешь на­ ших сородичей, носящих широкие рукава, чтобы еще ж дать от них какого добра? Если даж е допустить, что найдется их де­ сяток, которые вздумают открыть школы,— то и это ведь опасно. Ведь это будут все- таки школы омрачения. Известно, куда бу­ дут гнуть эти преподаватели. А учителя- дьячки? Д а избави боже от этих школ. Ни к чему иному они не поведут, как к новому обирательству»1. С большой смелостью «Либералист» клеймил «особу» Николая I. В стихотворе­ ние (видимо, Федорова-Омулевского) «Р аз­ думье пьяного мужичка» говорилось: П озор и чести и уму. Кому приш ла охота П оставить пам ятник тому. Кто стоит эш аф ота. Помещенное в «Либералисте» (стр. 156— 157) стихотворение «К Сибири» было написано А. П. Щаповым в петербургской тюрьме (в июне—'июле 1861 года он на­ ходился под следствием в III отделении) и сделалось популярным среди сибиряков, но впервые было опубликовано только в 1957 г. Щапов писал: Услышь хоть ты, страна родная* С трана невольного изгнанья, Сибирь родная, золотая,— Услышь ты узника воззвацье! П ора провинциям вставать, Оковы, цепи вековые Ц ентрализации свергать, С зы вать советы областны е. Несносно было видеть мне Больное сердце всей России. В великорусской стороне — Бессудье, вольность тирании. В ней все от лба царя, министров Зависит ж изнь, судьба, свобода. От лба бездуш ны х форм алистов Зависят ум, права народа* Совет отставш их стариков Судьбой народов управляет. Совет ж андарм ов дураков Совет народный заменяет* ; Именно из-за этого стихотворения Щ а­ пов был привлечен к следствию по делу сибирских сепаратистов2. Внешний вид «Либералиста» позволяет сказать, что сборник читали многие. Это была настоящая революционно-демократи­ ческая антология. О нем знали не только в Иркутске, но и в Кяхте и даж е в Нер­ чинске. Сохранился он в Свердловском об­ ластном архиве и был обнаружен нами в 1952 году в фонде Уральского общ ества любителей естествознания (УОЛЕ ). Только недавно удалось до некоторой степени вы­ яснить, как сборник попал на Урал. О кэ- 1 Ц ентр. Гос. архив литературы и искусства, ф. 1135, on. 1, № 5, лл. 1—2. 1 Н. М. Я д р и н д е в . Ж изнь и труды А. П. Щ апова,— «Восточное обозрение», 1883, Л» 31,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2