Сибирские огни, 1968, №9
не в меру горячего калеку-гармониста, мно гое прощали ему за талантливость, и посте пенно развились в нем заносчивость, тще славие и лень. Грянула война, пришли и для Васьки черные дни. Все мужики идут на войну, а его не берут и должности замет ной не предлагают. Жена записалась в доб ровольцы, окончила курсы медсестер, на фронт уезжает. Смеются люди: «Он кто же у нас будет теперь? Солдатка?..» С большим тактом рисует Кубышкин глу бокую внутреннюю драму человека трудно го характера, показывает, как война заста вила перестраивать не только хозяйство, но и людские души. Повесть «В Степановке» была напечата на в альманахе «Огневые дни» в 1942 году. Написал ее Кубышкин за несколько недель, перед уходом на фронт. Общая картина во енной перестройки колхоза, на мой взгляд, не удалась, несмотря на целый ряд хорошо написанных маЬсовых сиен. Но в этом пер вом прозаическом произведении уж е сказа лись все основные черты Кубышкина-рас- сказчика: сочетание смешного и трагическо го, любовь к гротеску и мягкой пластичности, изображение народа, который сам о себе говорит больше, чем автор о нем, лю бовь к пейзажу, «хитро-добрый» взгляд на своих героев Впрочем, все это свойствен но ему и как поэту. Прозаик и поэт не со ревнуются в нем. а дополняют друг друга. Через двадцать с лишним лет после «Стелановки» написал Михаил Павлович «Зеленое захолустье». Тема органической не обходимости человека быть причастным к большому общенародному делу, быть в кол лективе прозвучала в этом рассказе с новой художественной силой. В яркую, сочную, радостную картину се нокоса врывается печальная, история. Нет косарям из райцентра покоя в деревне Лу говой. В доме Евдокии каждый день «спек такли» да «кино». «Евдокия начала жаловаться мне на сно ху, на сына. Оказывается, он женился вто рой раз, с первой прожил год — разошлись. — А она в суд подала, хотела из хозяй ства долю получить— вот ей доля! — тут Евдокия показала мне кулак, вытянув руку во всю длину.— Она сорвала бы долю, па ралич ее расшиби, если б дом и скотина были записаны на Дмитрия, а в том и зака выка, что нажитое— мое!. Мое! Мое!.. Те перь эту подыскал, и эта поживет, сбежит да, паралич ее расшиби, в суд подаст: иму щество делить!.. А я им — вот! — опять вы бросила она кулак в мою сторону». «Нужен мне ее дом! — шепчет плачущая сноха.— Я в уме-то ничего такого не держу, а ей все чудится!» Действительная причина ссор — вовсе не дом с прохудившейся крышей, а личная драма Евдокии. Всю жизнь работала она дояркой в колхозе и вдруг оказалась отор ванной от него, потому что колхоз укруп нили и ферму перевели в другое село. Не может она обрастать собственным хозяй ством, жить в стороне от людей, и пассив ность молодых ей не по нутру. Вот и разы грываются «спектакли». Через три года не нашли косари деревни Луговой. «Время смахнуло ее с островка, смахнуло и распахало это унавоженное ме сто, засеяло пшеницей». Переселили и Ев докию. «Дуняху теперь, брат, рукой не до станешь!— с гордостью рассказывает о ней старый рыбак.— Две премии получила! Она опять в доярки пошла. Она женщина ста рательная, на работу жадная, верткая, рабо та так ■ горит в руках у нее! Ойа же се стра мне, Дуняха-то!» Полная противоположность Евдокии — Агафониха, что живет на самом краешке Советской улицы. Нечего вспомнить ей в старости, кроме бакалейной лавчонки да са могонных аппаратов, которые держала еще при нэпе и после. Она тоже деятельна, но за всю жизнь ни разу не испытала настоя щей человеческой радости, потому что на всем общественном ей чудятся «анчихристо- вы печати» и весь труд ее, бессмысленный и жалкий, сводится только к накопительст ву. Не забывают одинокую старушку, прино< сят ей каждый месяц пенсию «Хватило бы ей, она не спорит, но пока глаза видят, а ногх ходят, не может сидеть без дела, ей хочетс» вынюхивать, искать, находить, подбирать, добывать, запасать, прятать, завязывать, зашивать, закапывать, завертывать, заматы вать, упаковывать». Рассказ «Агафониха» не юмористический. Это яркий и очень грустный рассказ о том, как частнособственническая психология ис калечила человека. Автор не столько разо блачает Агафониху, сколько жалеет ее. Хочется отметить еще одно качество Ку- бышкина как художника — спокойную, муд рую философичность. Она и в прозе, и в стихах. Особенно в стихах последней по этической книги «Судьба серпа» (Новоси бирск, 1967 г.) Я тем доволен, что с собою • Я ничего не унесу. О станется изба с трубою . О станутся пеньки в лесу. Я не возьму с собою в глину Ни солныш ко и ни луну И ни единую рябину, И ни единую страну. Все в мире будет так, как было* И не темней и не светлей. И будет новая могила М огилой только лиш ь моей. Природа таких откровений — незауряд ная щедрость души. С нее, наверное, начи нается всякий истинный талант. А, КУХНО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2