Сибирские огни, 1968, №9
писатели раскрывают отношения взрослых, рисуют характеры , быт, время, социальные сдвиги. Прием не новый, испытанный и вер ный. Но в произведениях такого рода обыч. но чувствуешь этот прием, его литератур н ость— в сознательно деформированном ви дении художника, в имитации детской речи, в дополнительных нагрузках на психологию детей. В «Кисельных берегах» ничего подоб ного нет, хотя значительная часть собы т и й— граж данская война, нэп, дореволю ционная деревня — тож е проходит через восприятие девочки-подростка. Автор ниче го не «преломляет», он целиком отдает своей героине рассказ о времени, и нет ему надобности стилизовать язык. Вот как вспо минает, например, Фекла Васильевна о дет ских играх: ...К укол мы учили плакать. К орку резать по частям ; П осадив их в стары й лапоть. Развози ли по гостям., Куклы ели, куклы пили. К уклы по м иру ходили И протяж но пели стих. У м ирали,— Н а могиле Мы оплакивали их* Не раз мне приходилось видеть, как Ми хаил Павлович восхищается мастерством современных поэтов — сложной инструмен товкой, изысканными рифмами, всем тем, что ему самому не свойственно. Любуюсь им в такие минуты и думаю : «Странный человек, чему завидует?» Выраж ение «сти хия поэтического творчества», может быть, никого из сибирских поэтов не определяет так точно, как Михаила Павловича. Он лег ко импровизирует, пишет подробно, помногу, не подыскивая детали, а выплескивая их це лыми горстями, и к аж д ая деталь, каж дое слово общеупотребимы и всем понятны. Как из волшебного короба, он извлекает их из своей удивительной памяти, обогащ ен ной огромным опытом народной жизни. Н а верное, про такие стихи сказал однажды Твардовский: «Вот стихи, а все понятно. Все на русском языке!» Вспоминает Фекла Васильевна родную деревню конца двадцаты х годов, мать вспо минает. Исчезли иконы, реж е стала мать богу кланяться. «Вяло, по-казенному, на случай», а все-таки еще крестится. Б ога нет, тум ан за тучей... Н ет-то нет, а вдруг д а есть. Труд простой: к плечу приж ала, К ж ивоту, ко лбу щ епоть. К ак страховка от пож ара: Если есть — учти, господь! Н о присм атривался к маме, У лы баясь, как ж ивой. Х итро-добры ми глазам и Л енин в ш апке меховой. Таким «страховкам от пож ара», точно выраж ающим характер, состояние, поведе ние человека, в стихах и прозе Михаила Павловича несть числа. Поэму «Кисельные берега» опубликова ли два ж урнала — «Сибирские огни» и «Октябрь», вскоре она была издана отдель ной книгой в Москве, а поэт в это время ра ботает землекопом, ставит опоры для линии электропередач Транссибирской магистрали. Через год вышла вторая книга — «Сибир ская поэма». А поэт Кубышкин идет рабо тать на пилораму... Что ж е заставляет его брать в руки лом, лопату, пилу? О казы ва ется, поэтическая легкость не приходи! са ма, в результате стихотворных упражнений. Она требует не только поэтического здо ровья, но и крепкой физической закалки. Д ля писателя Кубышкина труд физический всегда был потребностью и неизбежностью такой же, как литературное творчество. Он приобщил его к богатствам живого разго ворного русского языка, помог перенести су ровые жизненные испытания и сохранить в себе художника. Н е пиш ется, хоть ты умри! Бесплодна творческая м ука. Составиш ь за ночь строчки три И бросиш ь в печку. Вот так ш тука! И, охладев совсем к перу, К столу, К чернильнице. К тетрадке, Я одеваю сь. Лом беру, Кувалду, клин и две лопатки. О ставив бесполезный спор С высокомерным А поллоном, П ойдем на ветер, на простор, К березам , галкам и воронам. Где аппетитно, словно хлеб. Кусает землю экскаватор. Где пахнет от ш ироких щеп Смолою, ягодою , мятой. Туда, где звонки голоса, Н арод горласты й, энергичны й, И нарум янены леса П ыльцою тонкою кирпгчной... Н е пиш ется? То не беда. Что ускользает щ укой тем а. Пош ли электропоезда —- Д а это ж разве не поэма?! Кубышкин окончил среднюю школу в го роде Болотное, учительствовал, работал в районной газете, воевал. После войны — р а ботал на стройках в Красноярском крае, хо дил в экспедиции с геологами. Сейчас он ответственный секретарь Болотнинской рай онной газеты. Михаил Павлович отлично знает русскую литературу, может наизусть читать, от первой строки до последней, «Е в гения Онегина» или поэмы Н екрасова, це лыми главами прозу Горького или Чехова. В нем счастливо сочетаются широкая обра зованность, талант и подлинное знание на родной жизни. В этом году вышла пятая книга Кубыш кина — «Разнотравье», в которую включены повесть «В Степановке» и рассказы «Чер ная смородина», «Зеленое захолустье», «Агафониха». Наиболее интересными пред ставляются мне последние два — по ж иво писи и глубине затронутых проблем. Через все творчество Михаила П авлови ча проходит одна очень важ ная тема — те ма коллективного труда и взаимоотношений личности и коллектива. Хромой Васька Б а рабанов из повести «В Степановке» всерь ез об этом не задумывался. Люди жалели
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2