Сибирские огни, 1968, №9

писатели раскрывают отношения взрослых, рисуют характеры , быт, время, социальные сдвиги. Прием не новый, испытанный и вер­ ный. Но в произведениях такого рода обыч. но чувствуешь этот прием, его литератур­ н ость— в сознательно деформированном ви­ дении художника, в имитации детской речи, в дополнительных нагрузках на психологию детей. В «Кисельных берегах» ничего подоб­ ного нет, хотя значительная часть собы­ т и й— граж данская война, нэп, дореволю ­ ционная деревня — тож е проходит через восприятие девочки-подростка. Автор ниче­ го не «преломляет», он целиком отдает своей героине рассказ о времени, и нет ему надобности стилизовать язык. Вот как вспо­ минает, например, Фекла Васильевна о дет­ ских играх: ...К укол мы учили плакать. К орку резать по частям ; П осадив их в стары й лапоть. Развози ли по гостям., Куклы ели, куклы пили. К уклы по м иру ходили И протяж но пели стих. У м ирали,— Н а могиле Мы оплакивали их* Не раз мне приходилось видеть, как Ми­ хаил Павлович восхищается мастерством современных поэтов — сложной инструмен­ товкой, изысканными рифмами, всем тем, что ему самому не свойственно. Любуюсь им в такие минуты и думаю : «Странный человек, чему завидует?» Выраж ение «сти­ хия поэтического творчества», может быть, никого из сибирских поэтов не определяет так точно, как Михаила Павловича. Он лег­ ко импровизирует, пишет подробно, помногу, не подыскивая детали, а выплескивая их це­ лыми горстями, и к аж д ая деталь, каж дое слово общеупотребимы и всем понятны. Как из волшебного короба, он извлекает их из своей удивительной памяти, обогащ ен­ ной огромным опытом народной жизни. Н а ­ верное, про такие стихи сказал однажды Твардовский: «Вот стихи, а все понятно. Все на русском языке!» Вспоминает Фекла Васильевна родную деревню конца двадцаты х годов, мать вспо­ минает. Исчезли иконы, реж е стала мать богу кланяться. «Вяло, по-казенному, на случай», а все-таки еще крестится. Б ога нет, тум ан за тучей... Н ет-то нет, а вдруг д а есть. Труд простой: к плечу приж ала, К ж ивоту, ко лбу щ епоть. К ак страховка от пож ара: Если есть — учти, господь! Н о присм атривался к маме, У лы баясь, как ж ивой. Х итро-добры ми глазам и Л енин в ш апке меховой. Таким «страховкам от пож ара», точно выраж ающим характер, состояние, поведе­ ние человека, в стихах и прозе Михаила Павловича несть числа. Поэму «Кисельные берега» опубликова­ ли два ж урнала — «Сибирские огни» и «Октябрь», вскоре она была издана отдель­ ной книгой в Москве, а поэт в это время ра­ ботает землекопом, ставит опоры для линии электропередач Транссибирской магистрали. Через год вышла вторая книга — «Сибир­ ская поэма». А поэт Кубышкин идет рабо­ тать на пилораму... Что ж е заставляет его брать в руки лом, лопату, пилу? О казы ва­ ется, поэтическая легкость не приходи! са­ ма, в результате стихотворных упражнений. Она требует не только поэтического здо­ ровья, но и крепкой физической закалки. Д ля писателя Кубышкина труд физический всегда был потребностью и неизбежностью такой же, как литературное творчество. Он приобщил его к богатствам живого разго­ ворного русского языка, помог перенести су­ ровые жизненные испытания и сохранить в себе художника. Н е пиш ется, хоть ты умри! Бесплодна творческая м ука. Составиш ь за ночь строчки три И бросиш ь в печку. Вот так ш тука! И, охладев совсем к перу, К столу, К чернильнице. К тетрадке, Я одеваю сь. Лом беру, Кувалду, клин и две лопатки. О ставив бесполезный спор С высокомерным А поллоном, П ойдем на ветер, на простор, К березам , галкам и воронам. Где аппетитно, словно хлеб. Кусает землю экскаватор. Где пахнет от ш ироких щеп Смолою, ягодою , мятой. Туда, где звонки голоса, Н арод горласты й, энергичны й, И нарум янены леса П ыльцою тонкою кирпгчной... Н е пиш ется? То не беда. Что ускользает щ укой тем а. Пош ли электропоезда —- Д а это ж разве не поэма?! Кубышкин окончил среднюю школу в го­ роде Болотное, учительствовал, работал в районной газете, воевал. После войны — р а ­ ботал на стройках в Красноярском крае, хо­ дил в экспедиции с геологами. Сейчас он ответственный секретарь Болотнинской рай­ онной газеты. Михаил Павлович отлично знает русскую литературу, может наизусть читать, от первой строки до последней, «Е в­ гения Онегина» или поэмы Н екрасова, це­ лыми главами прозу Горького или Чехова. В нем счастливо сочетаются широкая обра­ зованность, талант и подлинное знание на­ родной жизни. В этом году вышла пятая книга Кубыш ­ кина — «Разнотравье», в которую включены повесть «В Степановке» и рассказы «Чер­ ная смородина», «Зеленое захолустье», «Агафониха». Наиболее интересными пред­ ставляются мне последние два — по ж иво­ писи и глубине затронутых проблем. Через все творчество Михаила П авлови­ ча проходит одна очень важ ная тема — те­ ма коллективного труда и взаимоотношений личности и коллектива. Хромой Васька Б а ­ рабанов из повести «В Степановке» всерь­ ез об этом не задумывался. Люди жалели

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2