Сибирские огни, 1968, №9

ниш К АЛЕНД А РЬ „Вот с ти хи , а в с е понятно .» (К шестидесятилетию М. П. Куб Первая книга Михаила Павловича Ку. бышкина, поэма «Кисельные берега», появи­ лась в 1961 году, когда автору было уж е за пятьдесят. Он сразу вошел в литературу зрелым художником. Улыбчивый или грустный, Кубышкин не. сет в себе целый мир народных представле­ ний, говорит языком грамотного простолю­ дина, языком сибирского крестьянина кол­ хозной деревни, и голос его заметно выде­ ляется своей красочностью и непохожестью. Сказочная река молочная с кисельными берегами не случайно легла в основу сюжега ышкина) / его главной книги. Она приблизила поэта к истокам народной речи, определила стиль и тон повествования. В нас глохнет чувство удивленья. Что удивительного В' том. Что молодое поколенье Н е молотило хлеб цепом. Н е веяло зерно лопатой? Д ля них, начавш их с целины. Соха и цеп — лиш ь экспонаты Глухой далекой старины . Так начинается стихотворение Кубыш- кина «Судьба серпа». Я вспомнил о нем по­ тому, что «глухая далекая старина» зани­ мает в «Кисельных берегах» добрую поло­ вину поэмы. Она оказывается не такой уж далекой. Все это — соха и цеп, и серп, и страшная бедность, и жестокие схватки в борьбе за народную власть — ж ивет в па­ мяти рассказчицы, доярки Феклы Васильев­ ны, от лица которой написана поэма, В нас глохнет чувство удивленья, А ведь ему б расти и цвесть От постоянного сравненья Того, что было, С тем. что есть, А было у Феклуши голодное, босое дет­ ство. Зимой не выбежишь на улицу: нет ни обувки, ни одежки. Тятька на войне, мать батрачит, дед ходит по миру. Захворал дед — ортались ребятишки совсем без кус­ ка хлеба. Рассказы вает он о кисельных бе­ регах, о скатерти-самобранке, очень ж иво­ писно рассказывает, да только сказками сыт не будешь. Хнычут ребятишки. С тарается дед не напоминать про еду, но какую ск аз­ ку ни начнет — глядишь, опять свернул на калачи, ватрушки да пряники медовые. Крепко засела в башке у голодного мужика думка о хлебе. Не помогает народная ф ан­ тазия. Она тож е — от извечных забот о на­ сущном, от мечты народной о справедливо­ сти и богатстве. Существует целая литература, в которой через восприятие детей или детские игры

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2